Из-за опасений шпионажа со стороны российских хакеров британские министры обойдутся на заседаниях кабинета без гаджетов. Фото Reuters
Министр обороны Великобритании Майкл Фэллон назвал «агрессивной» позицию России в отношении Запада и обвинил Москву в военных преступлениях в Сирии. А из-за боязни хакерских атак, якобы спонсируемых Кремлем, премьер-министр Тереза Мэй запретила членам кабинета носить «умные часы» Apple и пользоваться мобильными во время заседаний.
По словам министра обороны, увеличение военного присутствия Москвы в Черном море, как и ее давление на страны Балтии, означает одно: Кремль встал на путь противоборства с Западом, отвергнув любые перспективы сотрудничества. Усиление российского влияния в Европе «настораживает» Фэллона. Он привел пример референдума в Нидерландах об ассоциации Украины с ЕС, на результат которого, по его словам, Россия пыталась оказать давление.
Фэллон солидарен с позицией министра иностранных дел Бориса Джонсона, который ранее в интервью Sun назвал Россию «страной-изгоем» и допустил, что некоторые ее действия в ходе сирийской кампании можно квалифицировать как военные преступления. Речь идет об ударе по гуманитарному конвою в Алеппо, в котором Запад обвиняет в том числе российскую авиацию. Джонсон назвал «ошибкой» решение Британии не вторгаться в Сирию в 2013 году. Не свергнув правительство Башара Асада тогда, Запад открыл России «дорогу для вторжения» в страну, заметил он.
Если министры обеспокоены ситуацией за рубежом, все больше военных тревожат вопросы защищенности тыла. Бывший глава командования Объединенных сил Великобритании генерал Ричард Барронс обратился в Министерство обороны с письмом, в котором выразил опасения в связи с потенциалом британской армии. Генерал считает, что она едва ли в состоянии защититься от внезапной атаки Российской армии.
В условиях «сокращения» расходов бюджета на оборону и отсутствия плана по защите Соединенного Королевства от военной опасности позиция Великобритании кажется крайне уязвимой, приводит мнение генерала Financial Times. Заявление Барронса стало наиболее серьезным тревожным сигналом о проблемах армии за последние месяцы.
«Наш военный бюджет – пятый в мире, и мы располагаем одной из самых лучших армий, – ответил на обвинения в адрес своего ведомства Фэллон. – Даже в непростых финансовых условиях мы тратим не менее 2% (от ВВП. – «НГ») на оборону ежегодно, и наши расходы растут в реальном выражении». Вместе с тем министр пообещал и дальше бороться за увеличение объемов финансирования своего ведомства. «Мы строим новые авианосцы, мы строим новые самолеты, мы снабжаем специальные службы все новыми припасами», – заочно успокаивал он экс-генерала и других критиков.
Что касается возможного вторжения со стороны России, министр дал понять: любая агрессия в отношении Лондона будет отражена Объединенными силами НАТО. А совладать с целым альянсом у потенциального агрессора едва ли хватит сил.
О том, что в Британии стали серьезнее относиться к угрозе со стороны России, свидетельствует и введенный премьером Терезой Мэй запрет на ношение часов Apple во время заседаний кабинета. Как сообщает Telegraph, в правительстве опасаются, что российские хакеры могут использовать гаджет как прослушивающее устройство. Ранее министрам было запрещено приносить на заседания мобильные телефоны.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что страхи по поводу российской угрозы – всего лишь средство набить карманы военных ведомств. «Из всех стран НАТО только четыре или пять соответствуют требованию НАТО к участникам тратить на военные бюджеты не менее 2% от своих ВВП. Эти страны обязаны повышать военные расходы, что они охотно делают, – отметил в беседе с «НГ» заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. – Между тем, будь то Германия или Великобритания, увеличение расходов на оборону – не только ответ на требования США, но и оправдание перед избирателями для повышения таких расходов. В январе, например, сходной (с Фэллоном. – «НГ») мотивировкой для увеличения финансирования пользовалась министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен».
Между тем тревога военных и разведывательных ведомств, похоже, перекинулась на сферу торговых отношений. Так, министр международной торговли Лиам Фокс на днях заявил, что по завершении выхода Британии из Евросоюза добиваться улучшения отношений с Москвой для Лондона не имеет особого смысла. «Я никогда не мог понять, почему мы уделяем столько сил и ресурсов торговой миссии в Москве, когда мы сами же накладываем на нее экономические санкции», – приводит слова министра Spectator. Взамен Фокс предложил концентрироваться на торговых связях с США.