Фото Reuters
Постпред США при НАТО Мэттью Уитакер после слов Дональда Трампа о новом алгоритме поставок вооружений Киеву не только похвалил своего шефа за то, что тот «разглядел возможность помочь американской экономике» и «создать рабочие места». Он также сказал, что дни, когда Соединенные Штаты тратили неограниченный объем денег на помощь Украине, завершились. Теперь Вашингтон, как заявил Уитакер в интервью Fox News, перекладывает это бремя на плечи европейских налогоплательщиков, где ему и положено быть.
Сам Дональд Трамп, общаясь с журналистами, назвал конкретные цифры. «Мы вложили около 350 миллиардов, – посчитал он. – Европа – 100 миллиардов. Это большие деньги, но, по-хорошему, они должны вложить больше, чем мы. Так что по мере того, как мы будем отправлять технику, они (европейцы. – «НГ») будут нам за нее платить… Это будет бизнес для нас».
Это высказывание вполне вписывается в давно заявленную логику Трампа. Он считает, что вооруженный конфликт России и Украины допустил Байден, который скорее всего никогда и не добивался от европейцев увеличения расходов. С самого начала своего нового президентского срока Трамп рассматривал российско-украинский конфликт в категориях выгоды для США. Отсюда сделка по редкоземельным металлом с Киевом. Отсюда разговоры о направлениях экономического сотрудничества с Россией. Продажу вооружений стоит рассматривать в этом контексте.
После заявлений Трампа многие рассуждают о том, как именно организуют поставки: купят ли европейцы новые вооружения и передадут Киеву или же они отдадут украинцам свое оружие и заместят его купленным сейчас у американцев? В любом случае Европе из-за российско-украинского конфликта придется понести новые, серьезные траты. В Германии и Франции ведутся дискуссии о военных расходах бюджета. Французский президент Эмманюэль Макрон уже анонсировал неизбежные миллиардные траты в ближайшие годы. В ФРГ правительство именно из-за перспективы новых военных расходов не может утвердить бюджет.
Трамп последовательно показывает, что унаследовал ошибки прежней администрации, но не собирается воспроизводить стиль ее мышления. Для нынешнего хозяина Белого дома конфликт между Москвой и Киевом – это прежде всего европейская проблема. В нем нет прямой угрозы безопасности США, их границам. Трамп также руководствуется внутриполитической логикой. Он обещал завершить конфликт как можно скорее, не добился этого, но своим избирателям должен продемонстрировать хотя бы какие-то выгодные сделки. Договор о поставках вооружений представляется ему именно таким.
Для Европы такой договор – проблема. Там нет нефтяных монархий, которые могут свободно увеличить бюджетные расходы. Траты на оборону или даже косвенное участие в любых вооруженных конфликтах означают, что какие-то сферы получат меньшее финансирование – или вырастет государственный долг. Если Трампу нужно решать свои внутриполитические проблемы и «продавать» электорату свои решения, то для европейских правительств затруднением становится именно это: объяснить гонку вооружений с непонятными последствиями. В 2022 году это было бы сделать проще, чем сейчас.
При этом, когда Дональд Трамп заговорил о переговорах, об уступках со стороны Киева, почти никто из европейских лидеров его не поддерживал. Напротив, его призывали не верить русским. Да, для европейцев проблема – платить за американские вооружения. Но, чтобы избежать этой проблемы, они, наверное (по логике Трампа), должны были помочь добиться уступчивости Киева. Или хотя бы продемонстрировать настрой на компромисс. Ничего этого не было, поэтому Европе придется ввязаться в гонку, к которой она вряд ли готова.