Еврокомиссар Йоханнес Хан (слева) напомнил турецкому министру по делам ЕС Омеру Челику о важности соблюдать права человека. Фото со страницы Йоханесса Хана в Twitter
Европейские парламентарии высказались за прекращение переговоров о вступлении Турции в ЕС. Режим Реджепа Тайипа Эрдогана, по их мнению, не соответствует критериям членства в сообществе, утвержденным еще в 1995 году в Копенгагене.
«Мы не призываем отказаться от любых форм диалога или сотрудничества (с Турцией. – «НГ»), все, чего мы хотим – это прекратить дискуссию об интеграции Турции в ЕС, которая на данный момент просто нереалистична», – сказала депутат от нидерландской Лейбористской партии Кэти Пири. Ее заявление цитирует агентство Reuters. Заинтересованности в проведении серьезных переговоров по присоединению не проявляют ни Стамбул, ни Брюссель, посетовала Пири. Так что особого смысла в их продолжении нет.
За резолюцию, рекомендующую странам ЕС приостановить переговоры о вступлении Турции, проголосовали 477 депутатов, против – 64, еще 97 воздержались. Формально такое вето на вопрос о членстве Анкары в сообществе не влияет, учитывая, что дискуссии по этой теме ведутся на уровне Совета ЕС. Вместе с тем вступление в Евросоюз нового члена, по правилам сообщества, должно быть одобрено Европарламентом, пояснил «НГ» доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. «Если парламент не согласен, присоединение нового члена не состоится», – констатировал он.
Между тем в Турции отказываться от переговоров о вступлении не готовы. Об этом министр по делам ЕС Омер Челик заявил в ходе переговоров с еврокомиссаром по вопросам расширения Йоханнесом Ханом. Их встреча состоялась в четверг в Анкаре. Челик подчеркнул: Турция не будет «разменивать» европейские амбиции на сотрудничество с ЕС по другим направлениям. «Недопустимо предлагать замену переговоров по вступлению Турции в ЕС на сотрудничество в сферах терроризма, миграции и т.д. Те, кто инициирует подобные предложения, преследуют цель уничтожить суть Евросоюза», – сказал он.
Статус кандидата на вступление в ЕС для Турции – это прежде всего «формальная гарантия партнерства с сообществом», считает эксперт в области международных и турецко-российских отношений Керим Хас. «Не думаю, что в Анкаре были удивлены демаршем парламентариев, учитывая, что подвижек в прогрессе по вступлению не было уже очень давно», – сказал он «НГ».
Переговоры о вступлении Турции в Евросоюз ведутся на протяжении 12 лет. Но в течение последних месяцев законодатели в Брюсселе усилили критику в адрес Анкары. Так, еще в июне комитет Европарламента по иностранным делам опубликовал проект доклада, в котором призвал заморозить переговоры о турецком членстве. Законодатели выразили обеспокоенность авторитарной политикой, которую проводит Эрдоган, а также многочисленными нарушениями прав человека в Турции.
Взволновала евродепутатов и инициированная турецким лидером конституционная реформа. Этот проект, поддержанный большинством избирателей на референдуме в апреле, был призван сосредоточить больше властных полномочий в руках Эрдогана.
Впрочем, Еврокомиссия и лидеры государств ЕС пока не намерены предпринимать резких шагов. Поддержание конструктивных отношений с Анкарой необходимо, чтобы сдерживать потоки мигрантов с Ближнего Востока. В марте 2016 года стороны заключили сделку, согласно которой власти в Анкаре согласились принимать нелегальных мигрантов из Европы. В обмен Брюссель выделил Турции 3 млрд евро материальной помощи для обустройства лагерей беженцев на своей территории. В результате количество мигрантов, следующих в ЕС из Турции через Грецию по так называемому восточно-средиземноморскому пути, уже к началу 2017 года сократилось на 98% по сравнению с прошлым годом.
В Брюсселе высоко оценивают важность сделки. Во вторник еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер заявил, что в ЕС готовы продлить срок действия соглашения, предоставив Турции дополнительные 3 млрд евро. «Мы должны сделать все возможное, чтобы не дать контрабандистам незаконно перевозить мигрантов в Европу», – цитирует его издание Politico.
Даже в случае, если противоречия Турции и ЕС усилятся, на сотрудничество Анкары с Москвой это не повлияет, считает Хас. «Эти два направления – российское и европейское – между собой не соприкасаются, это параллельные динамики», – пояснил он.