Фото Reuters
Курдские и белуджские группировки наращивают активность у границ с Ираном. Нападения на силы безопасности все чаще происходят в иранских населенных пунктах, расположенных у западной границы с Ираком (курдский регион), и в провинции Систан и Белуджистан, которая граничит с Афганистаном и Пакистаном. По словам экспертов, такая активность – прямое следствие недавнего ирано-израильского конфликта.
Об интенсификации нападений в приграничных районах Ирана сообщило издание Amwaj Media, работающее из-за рубежа и близкое к иранской деловой элите. По его оценкам, курдские и белуджские формирования, поддерживающие идею отделения от Исламской Республики регионов с этническими меньшинствами, пытаются нарастить свою активность после 12-дневной войны Ирана и Израиля. Одним из последних инцидентов стало убийство в Захедане (административная столица провинции Систан и Белуджистан) Джавада Карима Коште – командира батальонов «Басидж», полуофициальных военизированных формирований, наблюдающих за общественным порядком.
Отдельный эпизод – совершенное 26 июля нападение на здание суда в Захедане, в результате которого погибли 6 человек и еще 20 получили ранения.
Вместе с тем регулярные столкновения иранских пограничников с военизированными группировками теперь, после завершения ирано-израильского конфликта, регулярно происходят и в городе Бане, который находится в провинции Курдистан на западе страны.
Действия курдских и белуджских формирований Иран напрямую связывает с «американо-израильским заговором». Так, в недавнем докладе Министерства разведки Исламской Республики, посвященном итогам конфликта, говорится, что еврейское государство в прошлом месяце якобы пыталось завербовать и организовать сотни иностранных наемников под эгидой белуджских сепаратистов, за действиями которых правоохранительные органы Ирана сейчас ведут наблюдение.
«Удалось выявить местонахождение 300 иностранных террористов, размещенных недалеко от юго-восточной границы страны, которые готовились к проникновению на территорию Ирана, а также предотвратить их дальнейшее передвижение», – говорится в отчете Министерства разведки Ирана, которое, впрочем, не указывает, к какой именно группировке принадлежали боевики. Комментируя события 12-дневной войны, иранские спецслужбы сообщили, что им удалось предотвратить проникновение на иранскую территорию боевиков из Сирии, группа которых насчитывала почти 150 человек и, судя по всему, хотела атаковать Иран во время войны.
Официальные лица Министерства разведки в этом контексте используют термин «когнитивная война», для того чтобы охарактеризовать то, что, по их утверждению, является психологическими операциями Израиля и США, направленными на укрепление чувства недоверия и отчаяния внутри иранской общественности с целью ослабления текущей политической системы. В Тегеране полагают, что сепаратистские группировки являются частью израильской агентуры, которая все еще действует на иранской территории.
Сейчас Тегеран сосредоточен на подготовке к потенциальному возобновлению полномасштабной войны с Израилем, официальные лица которого регулярно говорят о возможности новой операции. В этих обстоятельствах Исламская Республика, вероятно, в ближайшее время будет работать над закрытием дыр в сфере безопасности на границе. По прогнозам издания Amwaj Media, иранское руководство может активизировать дипломатические контакты с Ираком, властями автономного региона Иракского Курдистана и Пакистаном, чтобы обуздать боевиков-сепаратистов, действующих в приграничных районах.
Члены комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана (меджлиса) уже обратились к правительству с требованием выделить больше средств не только на увеличение возможностей страны в сфере обороны, но и на укрепление пограничной безопасности на северо-востоке и юго-востоке. Американский Институт изучения войны (ISW) связывает это с ростом числа нападений со стороны сепаратистских группировок.
Как пояснил «НГ» старший научный сотрудник российского Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин, усиление активности белуджских и курдских группировок против Ирана было вполне ожидаемым развитием событий, хотя у каждого эпизода есть свои нюансы. «Если говорить о приграничной с Пакистаном провинции Систан и Белуджистан, то там Корпус стражей Исламской революции (наиболее влиятельной в Иране военно-политической организации. – «НГ») в конце 2024 – начале 2025 года провел крупную операцию по укреплению безопасности, что позволило обуздать активность белуджской группировки «Джейш аль-Адль». Соответственно «Джейш аль-Адль» сейчас, вероятно, пытается прощупать обстановку в попытке восстановить свою прежнюю активность».
Что касается курдских группировок, то, по мнению иранских властей, из приграничных районов Иракского Курдистана с помощью сотрудничающих с израильскими спецслужбами формирований в ходе 12-дневной войны запускались некоторые израильские дроны, напоминает эксперт. «Это привело к взаимной эскалации в том районе, – обращает внимание Лямин. – То есть, с одной стороны, были неафишируемые точечные удары иранских дронов на этой территории, а с другой – снайперские обстрелы курдскими группировками иранских патрулей на границе».