Густаво Петро вцепился в руку главы перуанского государства Дины Болуарте как в земли Санта-Росы. Фото с сайта www.presidencia.gov.co
В Колумбии вспомнили о давнем территориальном споре с Перу. Колумбийский президент Густаво Петро обвинил соседнюю страну в присвоении расположенного на реке Амазонка острова Санта-Роса, который находится под перуанским контролем на протяжении нескольких десятков лет. В Южной Америке такого рода споры часто перерастают в вооруженные столкновения, а то и в войны. За решением Петро вспомнить о давнем споре может стоять не столько недовольство принадлежностью острова, сколько желание отвлечь внимание от протестов внутри страны.
Петро поднял вопрос о принадлежности Санта-Росы – острова, находящегося на границе трех стран: Перу, Колумбии и Бразилии. Это отнюдь не безлюдная территория. На Санта-Росе в единственном поселении (имеющем статус города) Санта-Роса-дель-Явари проживает около тысячи человек: все перуанцы. Однако правовой статус острова не урегулирован, что и дало Петро основание обвинить Лиму в аннексии территории. Поводом разжечь давний спор стало принятое в июле решение правительства Перу сделать Санта-Росу отдельной административной единицей: округом Санта-Роса-Лорето. Ранее остров входил в округ Явари провинции Лорето.
Перуанские власти отреагировали на территориальные претензии соседа весьма сдержанно. Гневное заявление Петро последовало 5 августа. Но уже на следующий день президент Перу Дина Болуарте улетела в Японию с официальным визитом, не став, как советовали ей, созывать чрезвычайное совещание. Не факт, что терпения перуанским властям хватит надолго. Ведь 7 августа Петро собирается лично посетить спорный район. Он побывает в городке Летисия, что на колумбийской стороне, в 10 км от Санта-Росы.
Остров не в первый раз становится предметом споров двух стран. В 2024 году сотрудник колумбийского МИД заявил, что Перу «неправомерно оккупировал» Санта-Росу. Тогда проходила встреча, касавшаяся вопроса безопасности границ. Перуанскую делегацию представлял мэр Санта-Росы-дель-Явари Джек Иван Йовера Пенья, который в итоге покинул мероприятие из-за высказываний колумбийского дипломата. Впоследствии МИД Колумбии был вынужден принести извинения за своего сотрудника.
Остров Санта-Роса расположен в водах Амазонки. Он естественным образом появился в 1960-х годах. Дело в том, что из-за течения река постепенно меняет свою береговую линию, отчего и появляются новые острова и затапливаются старые. В 1970 году на Санта-Росе появился первый житель: перуанец Аладино Севальос. А спустя годы там был основан одноименный город. Так Перу и получил контроль над этой землей.
Камнем преткновения являются договоры, заключенные в 1922 и 1929 годах, которые разграничили территории стран по руслу Амазонки. Министерство иностранных дел Перу, ссылаясь на них, заявляет, что остров должен находиться под ее контролем. Колумбийцы, в свою очередь, указывают на то, что соглашения появились раньше самого острова, а поэтому ими нельзя определять право государственной принадлежности Санта-Росы. Кроме того, согласно договорам, граница между странами должна проходить по самой глубокой точке русла. Если взглянуть на карту, Санта-Роса ближе всего находится именно к Колумбии. Маловероятно, что узкий участок реки окажется глубже, чем тот, по которому проходят основные массы вод Амазонки.
Возможно, решение Петро затеять территориальный спор объясняется его неприязнью к Болуарте. С 2021 по 2022 год она была вице-президентом Перу, а президентом (кстати, первой женщиной на этом посту в истории страны) стала после того, как прежний глава государства Педро Кастильо решением парламента был отправлен в отставку из-за обвинений в коррупции и попытке узурпации власти. Петро те события в соседней стране крайне не понравились. Отстраненного от власти перуанского президента и его левую партию «Свободная Перу» колумбийский лидер считает своими единомышленниками. Правда, Болуарте – однопартиец Кастильо. Однако Петро не считает ее продолжательницей дела предшественника.
Но, может быть, колумбийский президент, предъявляя претензии на остров, решает сиюминутную задачу, что тем не менее может привести к серьезным последствиям. Основные торжества по случаю Дня независимости Колумбии обычно проходят вдалеке от Санта-Росы, в колумбийской провинции Бояка. Именно там состоялось решающее сражение за независимость Новой Гранады (испанского вице-королевства, включавшего территории современной Колумбии, Венесуэлы, Панамы, Эквадора, Бразилии, Перу и Гайаны) от Испании в 1819 году. В настоящее время в Бояке проходят протесты против экологических норм, запрещающих ведение сельскохозяйственной деятельности в высокогорных районах. Из-за него фермеры этой провинции могут серьезно пострадать. Поэтому не исключено, что территориальные претензии – это попытка отвлечь внимание колумбийцев от протестов и вообще неудач государственной политики. Так правители стран Южной Америки время от времени делают.
Венесуэла, например, оспаривает у Гайаны принадлежность района Гуаяна-Эссекибо, где были обнаружены богатые запасы нефти. Боливия пытается вернуть себе выход к морю, притязая на территории, которых лишилась в ходе войны с Чили. Ни по одному из этих споров страны не могут прийти к компромиссу. Застарелость конфликтов и невысокие шансы на их разрешение побуждают страны возвращаться к этим спорам вновь и вновь, но уже для решения внутренних проблем. Обещая положить конец территориальным распрям, правительства латиноамериканских государств поднимают свою популярность у избирателей. То же самое сейчас, видимо, хочет сделать Петро, чей рейтинг неодобрения растет и уже достиг отметки в 64%.
Недовольство колумбийцев вызывает неспособность президента выполнить свои предвыборные обещания, решив проблему бедности и безработицы, роста преступности, а также опасения, связанные с его не всегда удачными административными решениями, за которыми, возможно, стоят его убеждения. Петро, в прошлом марксист и боец леворадикальной повстанческой группировки, заменил большинство умеренных членов своего кабинета на последователей радикально левой идеологии. Его действия чем дальше, тем больше напоминают соседнюю Венесуэлу, где Уго Чавес начинал свой социалистический эксперимент, который привел страну к экономическому кризису, примерно с таких же шагов.
Пока колумбийский президент делает громкие заявления, колумбийский МИД обратился к правительству Перу с просьбой возобновить двусторонний переговорный процесс, который позволит двум странам прийти к соглашению о том, кто контролирует Санта-Росу. По утверждению агентства Columbia Reports, Лима через некоторое время согласилась провести переговоры, но подробности договоренностей пока неизвестны. Все это дает надежду на мирное разрешение конфликта.