«Марш мира» вывел на улицы множество сторонников Виктора Орбана, но их было все же не больше, чем участников акции оппозиционеров. Фото Reuters
Утро 23 октября в Венгрии началось с проведения сразу двух примерно равных по численности манифестаций, свидетельствующих о том, что борьба на предстоящих в апреле следующего года парламентских выборах будет жесткой. Закончившееся митингом шествие под названием «Марш мира» возглавил нынешний премьер-министр страны Виктор Орбан – сторонник независимой линии от руководства Евросоюза и критик санкций против России. Лидером второй демонстрации и митинга стал оппозиционер и председатель партии «Тиса» Петер Мадьяр, выступающий за внешнюю политику в фарватере Брюсселя и Вашингтона.
День памяти восстания 23 октября - 11 ноября 1956 года против советской власти в Венгрии стал ярким эпизодом противостояния лидеров двух противоборствующих сил: находящегося у власти 15 лет Орбана и его амбициозного оппонента Мадьяра. Политики символично разделили между собой два традиционных для Будапешта места проведения массовых акций. Председатель «Фидес» и действующий премьер выступил перед зданием парламента на площади Лайоша Кошута. Сердцем же оппозиционной акции стала площадь Героев – самая просторная в городе. К ней примыкает проспект Андраши, названный в честь видного деятеля венгерской истории. Не исключено, что это место Мадьяр выбрал с намеком. Орбана сторонники «Тисы» сравнивают с главой коммунистической Венгрии Яношем Кадаром, противопоставляя ему героев прошлого. Один из них – граф Дьюла Андраши, который прошел путь от участия в венгерской революции 1848–1849 годов до поста главы правительства в Австро-Венгрии. На пост премьера и на лавры революционера рассчитывает и Мадьяр.
В свою очередь, нынешний «Марш мира» (а акции с таким названием «Фидес» проводит регулярно с 2012 года) задумывался Орбаном как празднование его личной победы в деле восстановления спокойствия на европейском пространстве. На прошлой неделе президент США Дональд Трамп объявил о том, что встретится в Будапеште с российским лидером Владимиром Путиным для того, чтобы обсудить урегулирование российско-украинского конфликта. Орбан заявил, что Венгрия – это «единственное место в Европе, где могут проводиться подобные переговоры». Правда, дипломатический триумф венгерского премьера продлился недолго. Как раз накануне «Марша мира» в Белом доме заявили, что встреча не состоится. Эти обстоятельства, однако, не помешали Орбану в очередной раз заявить о миротворческой позиции Будапешта и обвинить руководство ЕС в стремлении развязать войну.
«Брюссель исчерпал свои деньги, их нет, но они хотят воевать», – заявил венгерский премьер, добавив, что ЕС хочет повесить военные расходы на них. «В Европе только Венгрия выступает за мир. Кто скажет «нет» войне, тот с нами. Каждый венгр хочет мира, каждый венгр хочет жить», – сказал Орбан.
Выбор дат митинга и саммита дал противникам действующего премьер-министра повод обвинить его в пророссийской позиции. В этом премьера упрекают давно, ссылаясь на то, что он препятствует вступлению Украины в ЕС и выступает против санкций в отношении РФ. Даже малый намек на сотрудничество с Россией в дни, когда вспоминают события 1956 года, некоторые венгры сочли недопустимым.
Наравне с критиками премьер-министра и самим Орбаном Мадьяр тоже не упустил возможности использовать историческую подоплеку 23 октября. Он связал восстание 1956 года и предстоящие выборы. «Мирно, но очень твердо и бодро мы покажем миру, что венгерская история пишется не в Брюсселе, не в Москве и не в Вашингтоне, а на венгерских улицах и площадях», – написал политик в социальных сетях. Он провел рискованную аналогию: «Революция 1956 года – смена режима 2026 года».
Ожесточенная борьба за электорат разворачивается в условиях, когда сторонники и противники Орбана имеют почти равные шансы на победу. Опросы общественного мнения показывают, что разрыв в популярности «Тисы» и «Фидес» не очень большой. В среднем рейтинги обеих партий находятся на уровне 40%. Согласно последнему исследованию Alapjogokért Központ за 13–16 октября «Фидес» лидирует с 47%, у «Тисы» – 42%. Опрос Publicus, проведенный с 6 по 13 октября, показал, что оппозиция набрала 45% одобрения, а проправительственная партия – всего 38%. Учитывая расхождение результатов, а также то, что до выборов остается еще около полугода, венгерские СМИ не склонны считать какую-либо из двух политических сил явным фаворитом. Кроме того, у всех на памяти 2022 год, когда «Фидес» и оппозиционная коалиция «Вместе за Венгрию», ведомая Петером Марки-Заем, тоже по опросам имели равные шансы, но в итоге оппозиционеры проиграли и сильно.
С тем, что ни у одной из двух сил нет серьезного преимущества, согласен и ведущий научный сотрудник Отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН Михаил Ведерников. В комментарии «НГ» эксперт отметил, что проведение встречи Путина и Трампа в Будапеште в этих условиях было особенно важно Орбану, так как сулило ему определенные политические очки. «Это могло бы продемонстрировать уровень его политического влияния, который был бы выше, чем у кого бы то ни было в этом регионе, да и вообще в Европе. Орбан мог бы выступить в роли миротворца не на словах, а на деле», – сказал Ведерников. Но, учитывая, что теперь перспектива проведения российских переговоров находится под вопросом (а может, и их место проведения изменится), можно сказать, что план венгерского премьера потерпел неудачу. Впрочем, переоценивать ее значение не стоит. Борьба за голоса венгров, по существу, только началась.
Акции в Будапеште можно назвать фактическим стартом предвыборной кампании. «Итоги выборов будут зависеть от того, как себя поведет колеблющийся электорат. А на это будут влиять уже дальнейшие действия сторон в ходе предвыборной борьбы», – заключил Ведерников.