Житель Бангладеш призывает повесить экс-премьера Шейх Хасину. Фото Reuters
Временное правительство Бангладеш, страны с населением 170 млн человек, привело армию и полицию в состояние боевой готовности. Поводом к этому стало не опасение атаки извне, а приговор бывшему премьеру Шейх Хасине, которой специальный трибунал назначил смертную казнь через повешение. Ей вменили репрессии против участников студенческих протестов, поддержанных исламистскими группировками, во время которых погибло около 1,4 тыс. человек. Накаляет атмосферу то, что Хасина находится в Индии, куда ей пришлось улететь, чтобы спастись от расправы разбушевавшейся толпы. До переворота в 2024 году Индия была если не союзником, то близким партнером Бангладеш.
Хасина, которой предъявлены обвинения в преступлениях против человечности, управляла государством в течение 15 лет. Но в прошлом году она была свергнута в результате мятежа. К власти пришло временное правительство во главе с лауреатом Нобелевской премии Мухаммадом Юнусом. Но ему не удалось стабилизировать обстановку в стране.
На сцену вышли объявленные ранее вне закона исламистские группировки. По их наущению молодежь врывалась в дома чиновников свергнутого режима. Нападениям подвергались храмы и жилища индусов – религиозного меньшинства в стране с населением, где большинство людей исповедует ислам. Охлаждению страстей не помогло и обещание правительства Юнуса провести в феврале 2026 года выборы в парламент. Ведь партия «Авами Лиг», которая сыграла большую роль в освободительной борьбе, завершившейся выходом Бангладеш из Пакистана и провозглашением независимости, объявлена вне закона.
Как передают агентства Reuters и АР, Хасине вынесли чрезвычайно суровый приговор в ее отсутствие. Разбирательство шло много месяцев. Защита считает вердикт незаконным и политически мотивированным. Орган, который назвал себя трибуналом по международным преступлениям, вынес смертный приговор – также в отсутствие – бывшему министру внутренних дел Асудзаману Хану. А третьего подозреваемого, бывшего начальника полиции, приговорили к пяти годам тюрьмы после того, как он признал свою вину и стал свидетелем обвинения.
Хасину и Хана обвинили в преступлениях во время студенческих восстаний в июле и августе прошлого года. Хасина утверждает, что обвинения несправедливы, так как она и Хан стремились свести к минимуму действия полиции по восстановлению порядка. Хасина пояснила в понедельник: «Мы потеряли контроль над ситуацией, но называть то, что произошло, умышленным нападением на граждан – это значит искажать факты».
Приговор был оглашен, когда обстановка в стране остается шаткой. А Юнус, пришедший к власти через три дня после свержения Хасины, обещал наказать ее и подверг запрету партию «Авами Лиг». Решение трибунала, состоявшего из трех человек, транслировалось по радио, ТВ и интернету. Некоторые слушатели, присутствовавшие в зале суда, разразились приветственными выкриками, когда приговор был оглашен. Но председатель заседания указал им, что выражать эмоции можно только за пределами зала.
Как отмечает АР, вряд ли можно ожидать, что Хасина вернется на родину. А Индия не ответила на просьбу Бангладеш ее экстрадировать. Отсутствуя в стране, Хасина не может подать апелляцию. Трибунал, по ее словам, «был сформирован правительством, которое не имело мандата от избирателей. А приговор к смерти свидетельствует о том, что в правительстве Юнуса есть экстремисты».
Почему же так накалены страсти? Ответ может дать сама история республики. Она родилась в 1971 году, после поражения Пакистана армией Индии и партизанским движением. Местные пропакистанские этнические группировки подавляли освободительное движение чрезвычайно жестоко. Автор этих строк, работавший газетным корреспондентом, видел маленькие пирамиды из черепов сторонников партизан. Ожесточение, увы, оставило след.

