На фоне испорченного портрета свергнутой главы правительства протестующие ратуют за «новую Бангладеш». Фото Reuters
Со студенческих протестов в Бангладеш, захлестнувших всю страну и окончившихся свержением тогдашнего премьер-министра Шейх Хасины, прошел год. В стране установлено временное правительство Мухаммада Юнуса. В преддверии годовщины над Шейх Хасиной начался заочный суд – экс-глава государства скрывается в Индии и возвращаться пока не планирует. Знаменательная дата заставляет обратить внимание и на то, что правительство Юнуса за год не смогло решить проблемы бангладешцев.
В Бангладеш начался суд над бывшей премьер-министром, которая находилась у власти с 1996 по 2001 год, а затем второй раз – с 2009 по 2024 год. На самом заседании Шейх Хасины не будет – она в настоящее время находится в Индии, и запросы на ее экстрадицию в Дели были проигнорированы.
Дело экс-премьера рассматривают три судьи Международного трибунала по уголовным делам Бангладеш. По иронии судьбы этот странно названный судебный орган страны был создан по распоряжению Шейх Хасины в 2009 году, когда она находилась у власти. Суд расследовал геноцид бенгальцев в 1971 году. Тогда Бангладеш была частью Пакистана и боролась за независимость. Пакистанскую армию и бангладешских коллаборационистов судили за убийства мирных жителей, бенгальцев по национальности.
В настоящее время суд предъявляет Шейх Хасине обвинения в преступлениях против человечности, включая пособничество в убийствах и пытках.
Внушительный список преступлений бывшей главы правительства появился после массовых студенческих протестов в 2024 году, которые переросли во всенародное восстание. Тогда было убито 1400 человек. Протестующих поддержала армия, и это вынудило премьер-министра сложить полномочия и бежать в Индию. Ее партия «Авами лиг», игравшая решающую роль во время борьбы за независимость, была запрещена.
Ведется расследование не только событий 2024 года, но и всех преступлений, которые могли быть совершены за 15 лет второго срока Шейх Хасины. Предположительно, бежавшая премьер-министр лично виновна во внесудебных казнях, заточении людей в тюрьмах и исчезновениях, в том числе оппозиционеров. Все обвинения она отвергает.
Страна отмечает годовщину падения власти Шейх Хасины 5 августа. В настоящее время у власти находится временное правительство во главе с лауреатом Нобелевской премии мира Мухаммадом Юнусом. Он придумал и воплотил на практике схему выдачи денег беднякам без залогов – так называемых микрокредитов. Идея вышла успешной, по крайней мере в Бангладеш: во многих других странах микрокредиты оказались лишь очередной мошеннической схемой отъема денег и собственности у небогатых людей. Юнус получил премию «за усилия по созданию основ для социального и экономического развития». Однако ни звание лауреата Нобелевской премии, ни опыт в финансовой сфере не помогли нынешнему главе правительства решить ключевые проблемы в Бангладеш.
В стране растет уровень преступности, причем главным образом уличной: участились грабежи, похищения и убийства. Причиной стало то, что после свержения Шейх Хасины значительное число полицейских сбежало из страны. Восстановление органов правопорядка идет крайне медленно. Несмотря на усилия властей, пытающихся обновить правоохранительные органы и привлечь новых людей на службу, многие полицейские участки по прежнему не работают. Не удалось снизить и уровень безработицы в стране, что, конечно, способствует росту преступности.
При правительстве Юнуса в стране возродились исламистские силы. При Шейх Хасине их деятельность была запрещена. СМИ сообщают также о притеснении религиозных меньшинств (индуистов и христиан) со стороны исламистских группировок. Они срывали футбольные матчи женских команд, нападали на католические школы и церкви.
Правительство Юнуса планирует провести реформы, которые изменят старую Конституцию 1972 года. Некоторые перемены предполагают введение ограничений на то, сколько раз один человек может занимать пост премьер-министра, а однопалатный парламент предлагается заменить двухпалатным. Реализация этих планов затруднена разногласиями между основными политическими силами страны, которые не могут прийти к согласию ни по содержанию реформ, ни по дате проведения выборов. Юнус хочет отложить их до апреля 2026 года, в то время как Националистическая партия Бангладеш (НПБ), которая стоит у истоков формирования бангладешской государственности, призывает к досрочным выборам в декабре.
Политический ландшафт в стране раздроблен, и можно ожидать усиления противостояния основных политических сил: временного правительства, НПБ, исламистов и новой, учрежденной в 2024 году Национальной гражданской партии (НГП) – она объединяет протестовавших год назад студентов и их сторонников. В этих условиях перспективы проведения реформ временным правительством выглядят призрачными. Не способствует им и то, что основные силы страны сосредоточены больше на наборе популярности, а не поиске компромиссов. Так, 3 августа в Бангладеш прошел митинг сторонников Национальной гражданской партии, которая образовалась после отставки Шейх Хасины. Ее лидер и активист прошлогодних протестов Нахид Ислам объявил о программе из 24 пунктов для строительства «новой Бангладеш», пообещав изменить страну.