В честь Саудовской Аравии в Вашингтоне прошел маленький, но торжественный парад. Фото Reuters
США и Саудовская Аравия значительно повысили уровень военного сотрудничества. По итогам визита кронпринца Мухаммеда бин Сальмана в Вашингтон, который стал первым за почти семь лет, Белый дом объявил, что королевство будет «основным союзником вне НАТО». Этот формальный статус упрощает взаимодействие в оборонной сфере. Кроме того, Эр-Рияду обещана продажа истребителей пятого поколения F-35, против которой, по словам президента Дональда Трампа, выступал Израиль.
Историческая поездка Мухаммеда бин Сальмана в Вашингтон завершилась заключением масштабного пакета двусторонних соглашений, в том числе в оборонной сфере. «Саудовская Аравия берет на себя огромное обязательство укрепить свой оборонный потенциал за счет крупнейшей в истории закупки вооружений, американской военной техники на сумму почти 142 млрд долл.», – отметил Трамп.
И далее: «Это укрепит безопасность обеих наших стран, а также закрепит роль королевства как ключевого фактора стабильности и безопасности на Ближнем Востоке». По словам Трампа, нередко над королевством «нависала туча», а в настоящий момент Саудовская Аравия «никогда не была в большей безопасности».
Трамп сообщил, что назначает Саудовскую Аравию «основным союзником США вне НАТО». Этот формальный статус, которым обладают другие крупнейшие партнеры Вашингтона на Ближнем Востоке, такие как Израиль и Катар, выводит «сотрудничество в военной сфере на новый уровень», подчеркнул глава Белого дома. По его словам, этот шаг является очень важным для Эр-Рияда. «Это еще одна ваша победа сегодня», – отметил Трамп, обращаясь к кронпринцу Мухаммеду на торжественном ужине. Другим, не менее важным достижением, по его словам, является заключение «стратегического соглашения в сфере обороны». Деталей нет, однако документ, по-видимому, должен стать аналогом тех гарантий безопасности, которые в октябре были даны Катару.
Ужину предшествовал торжественный прием в Белом доме, который был оказан саудовскому кронпринцу. Он включал в себя военный оркестр, канонаду и пролет шести американских истребителей. Во время беседы в Овальном кабинете Трамп не скупился на положительные эпитеты в адрес гостя. Однако в какой-то момент журналистка президентского пула задала лидерам вопрос о скандале, который в 2018 году значительно ослабил двусторонние контакты. Это убийство оппозиционного обозревателя Джамаля Хашогги, над которым, как сочли американские спецслужбы, расправились в Стамбуле по приказу саудовского кронпринца. Трамп заметил, что Мухаммед не знал о трагедии и что его не следует смущать подобными вопросами.
Кронпринц активно демонстрировал свою признательность. Он посулил, что Саудовская Аравия нарастит уровень инвестиционных обязательств перед США с обещанных в этом году 600 млрд долл. до уровня в 1 трлн долл. Как пояснил позже министр финансов США Скотт Бессент, у этих вложений есть три основных направления. «Во-первых, есть оборонная сфера, – рассказал глава ведомства. – Во-вторых, у нас отличная экономика, и доллару принадлежит статус резервной валюты, так что они хотят направить инвестиции в триллион долларов в уже имеющийся у них портфель здесь. В-третьих, речь идет о технологиях и инновациях, они хотят инвестировать в эту область, они хотят покупать у нас микросхемы».
Как уточняется в сообщениях Белого дома, стороны достигли договоренностей в сфере ядерной энергетики, технологий искусственного интеллекта, а также добычи и переработки критически важных полезных ископаемых. Декларация о сделке в вопросе мирного атома является наиболее важным документом в этом пакете. Она закладывает почву для «партнерства в области ядерной энергии, измеряющегося многими миллиардами долларов, на десятилетия вперед», пояснил Белый дом. Теперь саудовское руководство, по его оценкам, будет отдавать приоритет в ядерной сфере только компаниям из США. «Все сотрудничество будет соответствовать строгим стандартам нераспространения», – добавили в Белом доме.
Отдельно Трамп принял решение о контракте, который может повредить интересам другого важного ближневосточного союзника США – Израиля. Во время беседы в Овальном кабинете американский лидер допустил, что его страна передаст Саудовской Аравии долгожданную партию истребителей F-35 – невидимок пятого поколения, которые пока есть только у еврейского государства. Они являются элементом качественного военного превосходства Израиля, которое США обязались обеспечивать и соблюдать. Трамп заявил, что правительство во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху добивалось того, чтобы королевству предоставили менее совершенные самолеты. Это вряд ли бы устроило Эр-Рияд, рассудил американский лидер.
По неофициальным данным, Израиль пытался обусловить передачу F-35 саудовской стороне возможным присоединением королевства к «Авраамовым соглашениям» – продвигаемому США процессу нормализации отношений с еврейским государством. Однако кронпринц в Белом доме вежливо дал понять, что до оформления таких договоренностей очень далеко. «Мы определенно считаем, что хорошие отношения со всеми этими новыми странами – это хорошо, и мы хотим быть частью «Авраамовых соглашений», – сказал он. – Но мы также хотим быть уверены, что мы сможем обеспечить четкий путь к решению на основе создания двух государств». Он добавил, что Эр-Рияд хочет удостовериться, что есть «правильные условия для достижения такого решения»
Наследник саудовского престола подтвердил, что Эр-Рияд «хочет мира» как для израильтян, так и для палестинцев. «Мы хотим, чтобы они сосуществовали мирно в регионе, и мы сделаем все возможное, чтобы добиться этого», – пояснил Мухаммед бин Сальман.
Отдельно гость добавил, что его страна предпринимает усилия для того, чтобы возобновить между США и Ираном переговорный процесс, который был прерван после 12-дневной войны в июне этого года. «Мы сделаем все возможное, чтобы это произошло», – добавил он.
После этого советник по внешней политике верховного лидера Ирана Камаль Харрази заявил телеканалу CNN, что Исламская Республика готова вести переговоры с Вашингтоном, однако без включения в диалог вопроса о «нулевом обогащении». «Они должны сделать первый шаг, чтобы показать, что они готовы сотрудничать с нами на тех условиях, которые мы выдвигаем... Это должно быть основано на равноправии и взаимном уважении», – резюмировал Харрази.

