0
643
Газета Акцент Интернет-версия

24.12.2002 00:00:00

Мумбо-Джамбох

Тэги: африка, рождество


Африканская общественность толерантно относится к календарю бывших колонизаторов. Рождество и европейский Новый год в Тропической Африке, как правило, входят в число официальных или полуофициальных праздников (в том числе в тех регионах, где христиане составляют незначительный процент населения). И это подчеркивает светский характер местной государственности.

Маслята в тропиках

Елку в тропиках, конечно, вряд ли достанешь. Но кое-где можно найти ей замену. Например, в Гвинее (со столицей в Конакри) французы в свое время посадили в гористой части страны немало сосен, благодаря чему на плато Фута-Джаллон теперь можно забрести в красивейшие сосновые боры. Кстати, вместе с хвойными лесами на африканской почве прижились и грибы, маслята, причем в тропическом климате они никогда не бывают червивыми. Правда, гвинейцы грибов не едят, с удивлением наблюдая, как гости из России, главным образом геологи, собирают эту "скользкую траву" к новогодним праздникам.

В Уганде, где 70 процентов населения составляют христиане, местные жители на Новый год украшают игрушками распространенный в этих краях можжевельник. Соответственно в ночь с 31 декабря на 1 января угандийский Санта-Клаус дарит подарки. Излюбленное новогоднее блюдо угандийцев - салат из бананов. Бананы обычно нарезаются ломтиками толщиной полсантиметра и смешиваются с овсяными хлопьями или воздушной кукурузой, мелко нарезанной ветчиной и изюмом. Плюс сливки, лимонный сок, засахаренная лимонная корка. Подается все на листьях салата - могу засвидетельствовать, что это весьма неплохая кулинария.

А в мусульманских странах Западной Африки европейский Новый год отмечают в основном образованные горожане. В Мали, например, на католическое Рождество принято поздравлять христиан, дарить детям подарки, веселиться, петь и танцевать, а 31 декабря накрывать стол и украшать пальму гирляндами. Но еще в колониальные времена чуждые традиционным культам рождественские праздники могли вызвать самую агрессивную реакцию местных колдунов. В глухой полуночный час дом человека, забывшего заветы предков и принявшего "нравы белых людей", могли окружить ряженые в масках, угрожая семье провинившегося. У западноафриканского народа мандинго роль злого духа, следящего за общественной моралью, до сих пор периодически исполняет загадочный Мумбо-Джамбох. Считается, что периодически он выбирается из лесных зарослей и начинает избивать и терроризировать провинившихся женщин (мужчин этот злодей почему-то не трогает).

Новый год без часов

Хронология своего, самобытного Нового года у африканцев весьма условна. Для сельских жителей, не состоящих на государственной службе, понятие времени прежде всего вписано в естественные ритмы природы. Даже собственный возраст многие определяют исходя из очередности смены сезонов дождей, то есть периодов, когда жизнь в саванне бьет ключом. Самый лучший Новый год - окончание засухи. В Сенегале, Буркина-Фасо (бывшей Верхней Вольте), Бенине, в отдаленных районах Нигерии о наступлении этого праздника сообщают странствующие сказители - гриоты. Они самозабвенно исполняют старинные баллады под аккомпанемент какого-нибудь струнного или щипкового инструмента, иногда тамтама. Мелодия и речитатив могут показаться европейцу заунывными, но африканца это действо переносит в глубокое прошлое, когда можно почувствовать, как год за годом менялась жизнь, как жили предки и что может ожидать впереди. Вокруг гриотов собираются местные жители, в том числе охотники и племенные воины. Но не дай бог при этом поставить копье острием на землю, это будет расценено как величайшее оскорбление Матери-почвы, от которой зависит жизнь, что вызовет гнев всей общины.

"...Африка, ты подняла паруса,/ Но куда же твой путь?/ Назад?/ Ко временам тамтамов/ И плясок в тени/ Солнцем целованных пальм?/ Или вперед,/ Вперед, но куда?" - спрашивает ганский поэт Майкл Дэй-Ананг. На этот традиционный новогодний вопрос представители народности эве, скажем, склонны отвечать довольно скептически: "Время - это кожа хамелеона". Все меняется, особенно в эпоху, когда современная "глобализированная" жизнь грозит проникнуть в самые девственные уголки Африканского континента. У многих это вызывает реакцию отторжения. Не случайно даже покойный президент Буркина-Фасо Томас Санкара принципиально не носил часов, а уж дарить хронометры в его стране не принято, такой подарок просто не поймут. Для определения времени есть солнце, луна и звезды, а пара-тройка часов - вперед или назад - роли не играют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
778
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
768
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1085
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
988

Другие новости