0
1097
Газета Кино Интернет-версия

13.09.2010 00:00:00

71 из 80

Тэги: франция, кино, траур


франция, кино, траур Знаток человеческих инстинктов.
Фото Reuters

При упоминании имени Клода Шаброля сразу всплывают два понятия – «новая волна» и «черный детектив». Правда, в одном из поздних интервью он скажет, что никогда в новую волну не верил, а просто следовал необходимости снимать с большей свободой – выйти на реальные улицы, обходить стереотипы, не оттачивать диалоги, а словно заимствовать их из реальной речи людей. «Меня, Годара, Трюффо объединяло то, что мы отвергали», – сказал режиссер. Интонация и технические находки «новой волны» во многом определили лицо кинорынка 70-х, в том числе и советского. Группа распалась, а ее лидеры иногда встречались – вместе пообедать, например. «Но, – добавляет Шаброль, – они никогда не умели жрать и пить так, как я!» Вот такой пример гедонистического отношения к жизни – от 77-летнего старика, между прочим.

Кстати, начинал Шаброль как кинокритик в журнале Cahiers du cinema. Его первый фильм «Красавчик Серж» вышел в 1958 году. «Мне было 29 лет... Мои познания о кино были чисто теоретическими. Так что, когда мы приступили к первому плану и оператор захотел, чтобы я посмотрел в визир, я уткнулся в расположенный под ним штырь. Обычно на этом карьера режиссера заканчивается. Но я сумел внушить съемочной группе уважение к себе, ибо до прихода на площадку посмотрел огромное количество фильмов и отлично знал, чего добиваюсь».

Вторая картина – «Кузены» – вышла в 1959-м и получила главный приз Берлинского кинофестиваля. Так он и снимал – по картине в год, итого – около 60 фильмов. Вначале – про мужчин, затем – про женщин – «они не столь просто устроены». Поэтому многие актрисы считают Шаброля своим главным режиссером, среди них – Изабель Юппер. в 1978-м ей достался приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль в фильме Шаброля «Виолетта Нозьер». Ее внешность интеллектуалки с потаенными страстями подходила к его эстетике мрачного препарирования всех мыслимых и немыслимых инстинктов. Позже сценарии всех фильмов, в которых Юппер снялась у Шаброля, он писал в расчете на нее – и «Мадам Бовари», и «Женское дело», и «Ставки сделаны», и «Церемонию».

Еще в молодости он «подсел» на детективы, посвящал чтению все свободное время. В этом же жанре и делал фильмы, но только с неотъемлемым определением «черный». Но детектив, приправленный самыми изощренными поворотами и «живописными» сценами, каждый раз содержал подтекст – Шаброль критиковал криминализированность буржуазного общества, вскрывал причины – часто нерациональные, «из подкорки» – и следствия человеческих характеров, взаимоотношений.

Прошедшим летом на Международном Московском кинофестивале показали ретроспективу фильмов Клода Шаброля, цикл назывался «8 из 71»: больше семидесяти фильмов (в том числе телевизионных или короткометражных), добрая половина из которых – шедевры, за восемьдесят лет жизни – не это ли мечта любого режиссера?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
728
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
956
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
786
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
636

Другие новости