Хотя концерт был преимущественно оперным, нельзя не отметить красоту балетных номеров.
Фото Сергея Досталева предоставлено пресс-службой театра
Нижегородский оперный театр отмечает 90-летие. Этой солидной дате был посвящен гала-концерт, представивший его нынешние творческие силы огромной, по преимуществу оперной, программой.
Открыл концерт хоровой «Гимн в честь Святого Великого Князя Владимирского Георгия Всеволодовича». «Гимн» написал Милий Балакирев. Свое сочинение этот уроженец Нижнего Новгорода, которого с десятилетнего возраста воспитывал в своем доме Александр Улыбышев – местный дворянин, филантроп, один из важных членов Русского филармонического общества и автор первой русской книги о Моцарте, написал в 1889 году в статусе уже известного петербургского композитора, основателя «Могучей кучки». А в финале концерта звучал другой хор – Viva la liberta из оперы Моцарта «Дон Жуан». Друг друга как бы поприветствовали основатели нижегородской музыкальной истории, странным образом оказавшиеся в одном шаге и от Моцарта как представителя «большой музыкальной истории», и от «Могучей кучки» как первого авторитетного «бренда» в русской музыке.
Собственно вокальную программу концерта начал нынешний музыкальный руководитель театра и главный дирижер прописанного в нем оркестра La Voce Strumentale Дмитрий Синьковский. Тоже оказавшись календарным юбиляром этого дня, он в знак своего 45-летия, совпавшего с 90-летием театра, исполнил контратеноровую арию Cara sposa, amante cara из оперы Генделя «Ринальдо». Смысл арии «Дорогая жена, дорогая возлюбленная» весьма недвусмысленно намекал на ситуацию сладкоголосого «признания в любви», адресованного как сцене, с которой это признание звучало, так и всем присутствовавшим в зале.
В потоке музыкальных номеров друг друга грамотно сменяли оперные авторы исключительно первого ряда: Верди и Вагнер, Гуно и Массне, Масканьи, Леонкавалло и Пуччини, эффектно дополненные композиторами барокко – Вивальди, Пёрселлом; русской школой – Глинкой, Римским-Корсаковым, Чайковским и, конечно, Моцартом. Исполнители – один другого краше и моложе другого – демонстрировали свои умения, вокальную технику, артистизм и чувство стиля, ничуть не смущаясь тем, что пока в афише их театра большинства этих оперных названий нет. Ни вивальдиевской «Гризельды», из которой Яна Дьякова волшебно исполнила Арию Констанцы; ни вагнеровского «Лоэнгрина», чей Рассказ восхитительно удался Ивану Гынгазову; ни «Сицилийской вечерни», откуда извлеклось Болеро Елены в дивном исполнении Венеры Гимадиевой; ни «Волшебной флейты» с ее Царицей ночи и «Царской невесты» с ее Марфой – обеими заоблачно сложными ариями сразила наповал Айгуль Хисматуллина.
Впрочем, отсутствие названных постановок в афише театра проще объяснить режиссерским дефицитом, нежели нехваткой голосов. Сейчас в Нижегородской опере, пожалуй, лучшая в стране коллекция молодых и очень сильных певцов и певиц. Кроме уже названных это Мария Калинина (сопрано), Наталия Ляскова (меццо-сопрано), Сергей Кузьмин (тенор), Константин Сучков (баритон). Еще здесь отличный руководитель хора – Арина Мирсаетова, выросшая в пермском составе хора MusicAterna; и, конечно, музыкальный руководитель театра Дмитрий Синьковский, чья многопрофильность – скрипач, контратенор, дирижер – помимо беспрецедентности очаровывает скрупулезностью его работы с любым материалом. В программе огромного концерта с номерами от музыки барокко до оперного веризма это было особенно заметно.
Остается назвать главного «виновника» всего этого нижегородского оперного ренессанса – Алексея Трифонова, с чьим приходом к художественному руководству в 2022 году все тут, как по волшебству, «зацвело» и «заколосилось». Буквально первый сезон его работы в Нижнем был впервые за долгие годы отмечен премиями «Онегин» (номинация «Дебют» Яне Дьяковой) и – впервые – участием в конкурсе «Золотой маски» (с постановкой «Свадьбы Фигаро» режиссера Дмитрия Белянушкина и дирижера Ивана Великанова). Следующие сезоны стали приносить целые «букеты» премий («Онегин», BraVo ) и званий («Прорыв года», «Театр года», «Продюсер года» Алексею Трифонову). Жюри Российской оперной премии CASTA DIVA отметило театр в номинации «Событие года» за «творчески смелую, продуктивную деятельность» (2024).
Атмосфера, в которой силами театра под руководством Алексея Трифонова в Нижнем Новгороде теперь осуществляются репертуарные «сдвиги», напоминает Пермь в бытность Теодора Курентзиса худруком тамошнего Театра оперы и балета. Сегодня в Нижний Новгород направлено любопытство, в том числе и столичной публики. Да и как не заинтересоваться, когда дают такие премьеры, как «Орфей и Эвридика» Глюка (режиссеры – Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов) или пара моцартовских опер – «Похищение из сераля» (режиссер – Екатерина Одегова) и «Так поступают все женщины» (режиссер – Елизавета Мороз)? И как не удивиться балетным новшествам в виде очаровательного эксперимента с оперным названием «Пиковая дама» на музыку современного петербургского композитора Юрия Красавина (хореография Максима Петрова), а из совсем свежих – балета «Л.А.Д.» на музыку Леонида Десятникова?
Пример происходящего сейчас в нижегородском Театре оперы и балета поучителен прежде всего альянсом грамотных лидеров в лице художественного и музыкального руководителей, стратегией существования в двух форматах: театра-стационара и команды фестивалей «Стрелка» и «Современная музыка», каждый год собирающих «урожаи» публики в Концертном пакгаузе, ну и продуктивностью диалога с местной властью. Она искренне согласна считать Нижний Новгород «городом оперы и балета» под стать тому, как во времена правления Медичи Флорецию называли «столицей искусств». Кстати, альбом с работами именитого нижегородского фотографа Алика Якубовича, изданный к 90-летию театра, так и назван – «Город оперы и балета».
Нижний Новгород – Москва

