0
2128
Газета Кино Печатная версия

05.09.2019 20:07:00

На экраны выходит фильм "Куда ты пропала, Бернадетт?"

Ричард Линклейтер ищет Кейт Бланшетт

Тэги: кинопремьера, ричард линклейтер, экранизация, мария семпл


кинопремьера, ричард линклейтер, экранизация, мария семпл После неудачи с домом мечты Бернадетт прячется от мира за темными очками. Кадр из фильма

Новый фильм Ричарда Линклейтера «Куда ты пропала, Бернадетт?» – экранизация одноименного эпистолярного романа-бестселлера американской писательницы Марии Семпл. Вымышленной и почти фантастической истории, которая в реальной жизни, однако, была бы вполне достойна книги из серии «Жизнь замечательных людей». Режиссер превращает книгу, состоящую из множества писем и прочих документов, в биографию выдающейся женщины в не самый выдающийся период ее жизни – и одновременно в бенефис актрисы Кейт Бланшетт, сыгравшей главную роль.

В юности Бернадетт Фокс (Бланшетт) проектировала экологичные особняки и превращала кучи мусора в дизайнерские элементы декора. Визитной карточкой должен был стать «Дом 20 миль», полностью выстроенный из материалов, найденных и добытых в радиусе 20 миль от места строительства. Но землю внезапно выкупил какой-то жадный телемагнат. Дом мечты так и остался мечтой, а сама она, выйдя замуж за успешного программиста, работающего на Microsoft (Билли Крудап), и воспитывая дочку-отличницу, на следующие 20 лет перебралась в полуразрушенную виллу в пригороде Сиэтла и ушла в депрессию, агорафобию, затворничество и непреходящий нервный срыв. Дом зарастает ежевикой, а сама Бернадетт прячется от мира за темными очками, складирует выписанные разноцветные таблетки в прозрачную банку (это и правда красиво), делает покупки через Интернет, отправляя списки и описания своих горестей помощнице Манджуле, которая живет где-то в Индии, изредка выбирается на улицу. Встретить Бернадетт можно или внутри какой-либо из многочисленных архитектурных достопримечательностей Сиэтла, или на школьной парковке, где она ждет дочку Би после уроков. Кризис в этой безумной, но на удивление размеренной жизни наступает, когда девочка предлагает родителям провести совместные каникулы в Антарктике и поглазеть на пока еще не растаявшие ледники. 

Название книги и фильма намекает на детективную составляющую сюжета, и этот жанр в каком-то смысле действительно присутствует. Вопрос «куда пропала Бернадетт?» относится как ко всей жизни главной героини, так и к конкретному сюжетному повороту второй половины фильма. Ричард Линклейтер, прославившийся разговорными инди-фильмами, в которых ничего не происходит, но от которых невозможно оторваться (это и трилогия с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи, и «Под кайфом и в смятении», и заваленное наградами «Отрочество»), но попробовавший свои силы и в других жанрах, тут собирает все лучшее сразу – от экотриллера до семейной комедии, от психологической драмы до роуд-муви. Не отказывая себе в удовольствии сделать картину, как он любит, многословной и по крайней мере в первой своей части лишенной какой-либо внятной фабулы, но при этом массовую – и за счет некоторых факторов, возможно, обреченную на коммерческий успех. 

Один из них – безусловно, Кейт Бланшетт, которой режиссер, как и многим своим актерам, очевидно дает свободу для интерпретации образа персонажа, загадочного и непостижимого. Героини, злоключения которой нельзя рассматривать исключительно как итог затяжного нервного срыва. Хотя эта «женская» тема – наравне с не менее животрепещущей экологической – является, безусловно, важной для понимания истории. Бланшетт местами разыгрывает удивительной силы моноспектакль, надиктовывая невротические монологи для невидимой помощницы. Что касается обрамляющего ее соло фона, как визуального, так и сюжетного, то он оказывается настоящим пиром для ума и сердца, хоть и зачастую избыточным.

Сиэтл предстает во всей красе. Героиня рассматривает спроектированную Ремом Колхасом городскую библиотеку, обедает во вращающемся ресторане на вершине башни Спейс-Нидл, подмечает, что люстра в обычной аптеке – тоже произведение искусства. В заключительной части она будет лавировать между антарктическими ледниками в одноместном каяке, но эта картинка и соответствующий ей хеппи-энд голливудского качества и размаха будто бы нивелирует куда более тонкую режиссерскую, актерскую и сценарную работу первой половины фильма. Кажется, будто Линклейтер дрогнувшей рукой сводит собственное кино к конвенциальному финалу – а ведь само понятие «финал» вовсе не свойствено лучшим из его работ. Затянутая на добрую половину фильма фиксация абсурдной, но при этом структурированной в своем безумии жизни Бернадетт, выписанная из сложносочиненного эпистолярного романа, завязанная на времени  и его протяженности и восприятии, рождает куда больше интриги, чем финальный псевдотвист с ее исчезновением и чудесным избавлением от затяжного психоза. Вроде бы все ниточки и темы, заявленные по ходу, собираются в единый клубок, но в этом месте вдруг теряется режиссер. Так и хочется спросить после титров: «Куда ты пропал, Ричард Линклейтер?» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Если бы не было "Битлз",  их пришлось бы придумать

Если бы не было "Битлз", их пришлось бы придумать

Наталия Григорьева

Дэнни Бойл снял кино про мир без сигарет, кока-колы и ливерпульской четверки

0
815
"Оно" вернулось. В прокат выходит второй фильм про клоуна-убийцу

"Оно" вернулось. В прокат выходит второй фильм про клоуна-убийцу

Наталия Григорьева

0
2124
Почему Квентин Тарантино – аналоговый режиссер

Почему Квентин Тарантино – аналоговый режиссер

Наталия Григорьева

Продюсеры "Однажды в… Голливуде" рассказали "НГ" о том, как создавался самый трогательный и личный фильм знаменитого мастера

0
3477
Одним из лучших фильмов года может стать хоррор "Солнцестояние"

Одним из лучших фильмов года может стать хоррор "Солнцестояние"

Наталия Григорьева

Автор прошлогодней "Реинкарнации" снял экзистенциальную фолк-драму про язычество и конец отношений

0
4787

Другие новости

Загрузка...
24smi.org