0
1093
Газета СНГ Интернет-версия

18.01.2000 00:00:00

"За нами пойдут другие народы"

Тэги: Лукашенко, Белоруссия, Союз


Анатолий Малофеев.

- РЕСПУБЛИКА Беларусь совершила мужественный поступок, взяв на себя инициативу активизировать белорусско-российские интеграционные процессы. Как вы, Анатолий Александрович, можете оценить итоги работы в этом направлении?

- За последние годы проделана большая и кропотливая работа по подготовке и принятию пакета интеграционных документов, главный их которых - подписанный президентами и ратифицированный национальными парламентами Беларуси и России Договор о создании Союзного государства. В итоге на международной арене теперь появится новое геополитическое образование - Союзное государство.

- Но процесс этот был очень трудным. Какие главные позиции в движении наших стран друг к другу вы можете выделить в качестве принципиальных?

- Да, не все идет гладко. Одни политики стремятся свести процесс интеграции Беларуси и России к чисто хозяйственным вариантам при полном игнорировании государственно-политической интеграции. Другие - бросаются в иную крайность, пытаясь подменить работу по сближению наших стран политической болтовней. Это не может не тормозить процесс единения наших государств и народов.

Перед нашими странами стоит задача преодоления возможной гегемонии одной державы. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко неоднократно подчеркивал, что в современных условиях мир может и должен быть только многополюсным. В рамках существующих законов мирового рынка будет действовать несколько центров, которые станут регуляторами функционирования различных политических систем.

На долю Беларуси и России выпала непростая судьба - на новом этапе мирового развития принять участие в формировании относительно самостоятельного центра с активно развивающимися народно-хозяйственными связями. Для этого и создается Союзное государство, чтобы навсегда был потерян шанс "давить" авторитетом (политическим или экономическим) какой-либо одной страны на иные государства.

- Оппозиционная пресса упорно муссирует мысль о неприятии большинством белорусского народа идеи единого белорусско-российского государства. Как вы считаете, что можно противопоставить этой откровенной лжи?

- Хочу сказать, что противники создания единого белорусско-российского государства не случайно так активно разыгрывали и продолжают разыгрывать карту угрозы утери белорусским народом своей национальной самобытности, ликвидации независимости и государственности Беларуси, потери материальной собственности, "уничтожения" национальной системы образования и школы, культуры. Они настолько напуганы возможностью победы воли народа и официального курса президента Республики Беларусь на возрождение мощи былой великой страны, что используют такие провокационные тезисы, которые, конечно же, не выдерживают никакой критики. Подобные "аргументы" используются и Западом для международной изоляции союзной Беларуси. Россия неоднократно и решительно осуждала попытки госдепартамента США оказывать давление на братскую Беларусь и ее законные власти.

- Не секрет, что и в России есть определенные политические силы, стремящиеся приостановить белорусско-российскую интеграцию.

- Да, вы правы. К сожалению, российская антиинтеграционная оппозиция в лице представителей правого демократического крыла также не устает, словно испорченная пластинка, пугать россиян экономической несостоятельностью Беларуси, ее "отсталостью" в государственном строительстве и рыночных реформах. В этом оголтелом неприятии объединительных идей между Россией и Беларусью (идей, которые стали в мире приметой времени) приводится главный "устрашающий" козырь, что белорусская армия якобы станет частью "российской военной машины".

- Анатолий Александрович, вы затронули самую "болевую" точку. При обсуждении проекта Договора о Союзным государстве люди много об этом говорили. Как их можно успокоить?

- Мы видим, что на постсоветском пространстве одна за другой буквально "воспаляются" те или иные территории. Нарастает напряженность и в самой России. Свидетельством этого являются события на Северном Кавказе и в Чечне. Политики, пугающие нас войной, забывают, что война - это "ловушка", в которую очень легко попасть любой стране, если она в одиночку попытается справиться с объективными тенденциями. Никто не застрахован от возможности оказаться втянутым в военное противостояние. Есть ли гарантия не оказаться в подобной "ловушке"? Есть - это мощное централизованное государство.

Очевидно, что в современных исторических условиях белорусско-российское Союзное государство - это предельно цивилизованный для наших народов путь избавления от драматических форм развития (и не только для россиян и белорусов). Безусловно, не может идти и речи об участии белорусской армии в конфликтах на территории иной страны. Наша задача - в рамках единого союзного объединения предотвращать и поганить политическими методами эти конфликты.

- Значит, наша республика обладает достаточным политическим и экономическим потенциалом, если она оказалась в авангарде сложнейших объединительных процессов. Вы согласны с этим, Анатолий Александрович?

- Опыт Союза Беларуси и России убеждает, что мы ставим своей целью строить, а не разрушать. И это является главным приобретением последних лет в рамках белорусско-российской интеграции. Противникам Союза следует больше смотреть в лицо реальным фактам жизни, а не сочинять политические мифы. Так, по индексу человеческого развития, который определяется ООН, Беларусь находится на 60-м месте, Украина - на 91-м, а Россия - на 71-м. За 11 месяцев 1999 года мы имеем выполнение доходной части бюджета на 77,2%, расходной - на 74,6%. С 1 декабря увеличились размеры всех видов пенсий.

Прирост экспорта белорусской продукции в дальнее зарубежье за минувший год свидетельствует о ее конкурентоспособности. Наши внешние долги не превышают того, что должны нам. Формирование единого Союзного государства ставит целью достижение такой социально-экономической политики, которая обеспечит высокий уровень социальной защиты россиян и белорусов. Думаю, граждане России по достоинству оценивают линию белорусского руководства на обеспечение своевременной выплаты пенсий, пособий и заработной платы.

Немало поучительных примеров достижения экономического роста можно почерпнуть из истории бывшего СССР. За последние годы мы достигли определенных успехов и в рамках Союза Беларуси и России, хотя можно было сделать гораздо больше. Отечественная история - наш добрый советчик, она укрепляет веру в правильность избранного пути на единение.

- Как вы думаете, можно ли определить главную интеграционную стратегию Беларуси и России в нынешний период как переход от "выживания" поодиночке к единому белорусско-российскому государству? Ведь этот процесс может быть и достаточно длительным.

- Сейчас нашей главной стратегией, бесспорно, является сотрудничество Беларуси с российскими регионами. Ярким примером этого стало создание финансово-промышленной группы "БелРусАвто", в рамках которой работают четыре белорусских автозавода и четыре мотостроительных предприятия Ярославля. Подписанием контрактов на 2000 год о перевозках наших грузов через Калининградский морской порт успешно завершилась кампания по сближению экономических интересов Беларуси и этого стратегически важного российского региона. Среди важных итогов совместного строительства союзных отношений следует выделить сотрудничество транспортников, которые реализуют конкретные мероприятия по созданию равных условий хозяйствующим субъектам и сближению нормативно-правовой базы в этой отрасли. Есть немалый эффект от взаимодействия Онежского и Минского тракторных заводов, поставок в Карелию белорусской лесоперерабатывающей техники. Большим успехом пользуются межрегиональные выставки-ярмарки белорусских и российских товаров.

Без сомнения, особое место в сотрудничестве Республики Беларусь и Российской Федерации занимает Москва. Более трети всего товарооборота между нашими странами и более 40% общего объема белорусского экспорта в Россию приходится на долю Москвы, а с учетом Московской области - 45%. Готовятся соглашения о расширении поставок в столицу Российской Федерации в 2000 году продовольствия из Беларуси. Примером успешной работы на белорусском рынке может служить и белорусско-российская нефтегазовая компания "Славнефть", правлением которой принято решение увеличить вдвое в будущем году объемы геологоразведочных работ. Все вышеперечисленные примеры "работают" на объединение наших экономик, взаимно помогают ослаблять влияние кризисных ситуаций.

- Какие выводы можно сделать из опыта регионального сотрудничества?

- В условиях Союзного государства мы должны искать эффективные формы создания транснациональных корпораций. Здесь очень важно не замыкаться на аппаратно-чиновничьем уровне отношений, а привлекать к этому процессу широкие деловые круги. Это поможет нам уже сегодня реально приступить к решению крупных хозяйственных проектов стратегического значения, затрагивающих XXI век.

- Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы убедить большинство граждан России и Беларуси в реальности подобных перспектив?

- К сожалению, россияне пока недостаточно полно и объективно осведомлены об истинных возможностях белорусского общества и его экономическом потенциале. Интеграционные процессы между Россией и Беларусью представляют возможности для объективной оценки всего, что происходит в последние годы в Беларуси. Активную миссию в этом плане выполняет президент нашей республики Александр Лукашенко.

Но, к сожалению, информация подобного рода нередко блокируется в российских средствах массовой информации. Многие из них сыграли крайне негативную роль в развитии интеграционных процессов. Согласованная программа действий отдельных СМИ России против белорусско-российского единения свидетельствует о безответственности определенных политических кругов, игнорирующих веление времени, волю народов.

- Видимо, Анатолий Александрович, пришло время более настойчиво решать проблемы информационного обеспечения процессов интеграции.

- Считаю, что создание единого информационного пространства - едва ли не самая главная задача в строительстве нового государственного объединения. Усилиями Парламентского собрания и Исполкома Союза Беларуси и России предпринят ряд важнейших шагов в этом направлении. Выходят газеты-вкладыши "Союз" - в "Российскую газету" и "Советскую Белоруссию", "Союзное вече" - в "Парламентскую газету" и "Народную газету". В перспективе надо иметь собственную белорусско-российскую газету. К сожалению, подобная "перспектива" у нас подчас растягивается на годы, что в нынешней обстановке недопустимо.

Недооценка пропагандистского фактора в борьбе за наше общее с Россией будущее вполне может быть чревата возможностью поражения, ибо, как говорится, "враги не дремлют". Так, с 1 января 2000 года в белорусский эфир выйдет литовская радиостанция "Балтийские волны". Совсем не случайно президент Республики Беларусь Александр Лукашенко эту акцию назвал "антибелорусским центром", упомянув и ее основателей, в числе которых один из депутатов литовского парламента.

Наша первоочередная задача - противопоставить политическим силам, стремящимся разрушить Союз, эффективное информационное "оружие". Что для этого можно сделать уже сегодня? Заставить в первую очередь работать созданную пока на бумаге союзную телерадиокомпанию, которая до сих пор не имеет выхода в эфир. Это задача и общественности, и политиков, и власти. Иначе девальвация идеи объединения постсоветских государств станет горькой реальностью. Сегодня многие согласятся со мной, что без белорусско-российского Союза не сможет и СНГ подняться на более высокую ступень своего развития, а возможно, и просто существовать.

Информационное обеспечение строительства Союзного государства требует активного противостояния оппозиционным измышлениям о непопулярности среди населения идеи объединения наших стран. Не выдерживают никакой критики и заявления об экономической нецелесообразности Договора, что его реализация якобы приведет к возникновению острых конфликтов. Что мы можем противопоставить этой откровенной лжи, которой систематически "потчуют" нас силы, враждебные белорусско-российской интеграции? Стремиться всеми средствами влиять на общественные отношения и процессы в современном мире. Замечу, что это стало главным направлением деятельности интеграционных структур Европы. Не грех и нам у них этому поучиться.

- Анатолий Александрович, очень многих волнует вопрос, что мы собираемся строить, каким будет наше общее государство. В этой связи особый интерес вызывает деятельность Парламентского собрания, его конкретный вклад в интеграцию.

- Деятельность Парламентского собрания направлялась на отработку рациональных и эффективных управленческих решений в рамках Союза Беларуси и России, на создание правовых основ для их осуществления. Не сомневаюсь, что этот процесс выйдет на новый уровень, когда будет избран союзный парламент.

Договор о Союзном государстве является началом этапа претворения в жизнь политико-правового феномена нашего Союза, который по своей правовой природе - явление новаторское. Мы вместе решаем такие задачи, которые на современном этапе еще не ставились ни одной страной мира. Построить новое государственное объединение, сохранив сформированные национальные суверенные образования, - задача весьма сложная.

Чтобы успешно реализовать Договор о Союзным государстве, нам следует определить, как будет формироваться государственный статус будущего объединения. Предстоит узаконить новые формы взаимодействия государственного суверенитета России и Беларуси и суверенитета вновь создаваемого Союзного государства. Проще говоря, необходимо перейти от государственного сотрудничества к сотрудничеству в рамках общей наднациональной системы. Важнейшим шагом в этом направлении является повышение легитимности парламентской деятельности путем перехода к избираемому парламенту. Нормы, по которым будут развиваться союзные законодательные структуры, заложены в Договоре. Это поможет привлечь граждан к управлению новым объединенным государством.

Выполнение положений Договора о едином гражданстве, о парламенте, наделенном правом принимать законы прямого действия, о создании союзного правительства, об обеспечении перехода к единой денежно-кредитной системе, о реализации пакета экономических соглашений - все это абсолютно реальные и реализуемые цели. Возможно, в перспективе возникнет необходимость внести изменения в национальные Конституции. В этом случае придется обратиться к воле наших граждан через референдумы.

- Какое значение имеет создание Союзною государства сегодня и в перспективе для других стран?

- Союзное государство может остановить системный кризис, возникший в результате развала СССР. С созданием белорусско-российского государства, я уверен, появятся предпосылки для восстановления взаимодействия национальных сообществ, скоропалительно выросших на развалинах бывшей великой страны. Практическое воплощение идеи Союзного государства России и Беларуси материализует на новом историческом этапе простую цель - победить деградацию общества и человека можно только вместе, приостанавливая уже самим фактом объединения дезинтеграционные процессы.

Союзное государство, основанное на незыблемых принципах взаимного уважения и равенства, несет нашим народам конкретные блага не только в отдаленной, но и ближайший перспективе. В условиях противостояния и борьбы за сферы влияния наш союз с Россией - это противовес НАТО, а значит, противодействие эскалации войны, насилия и жестокой безнаказанности. Сегодня мы выстраиваем свою судьбу в союзе с великой Россией, с ее братским народом. Будущее у нас - общее. Мы не возвращаемся в прошлое, как клевещут на нас наши недруги. Единение наших стран - величайшая возможность жить и трудиться в радости и в мире. И не только нашим народам. Уверен - за нами пойдут другие народы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
672
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
1078
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1655
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
1174

Другие новости