0
10970
Газета СНГ Интернет-версия

03.07.2015 00:01:00

Ашхабад открывает путь на Запад

Тэги: туркменистан, гурбангулы бердымухамедов, грузия, георгий маргвелашвили, экономика, жд, азербайджан, каспий


туркменистан, гурбангулы бердымухамедов, грузия, георгий маргвелашвили, экономика, жд, азербайджан, каспий Президент Георгий Маргвелашвили лично встретил в аэропорту Тбилиси выского гостя – Гурбангулы Бердымухамедова. Фото Reuters

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов вчера с государственным визитом прибыл в Тбилиси. По итогам переговоров с президентом Георгием Маргвелашвили, премьер-министром Ираклием Гарибашвили подписан ряд соглашений. Важнейшее из них касается создания транспортного коридора Афганистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия, который будет способствовать интеграции стран Каспийско-Черноморского бассейна с государствами Европы и Ближнего Востока.

После запуска железных дорог Казахстан–Туркменистан–Иран и Афганистан–Туркменистан (таджикская часть пути будет вскоре завершена) Ашхабад сможет присоединиться к транспортному маршруту Баку–Тбилиси–Карс. Эти артерии соединят несколько важных регионов и рынков. Грузию, как заявил президент Гурбангулы Бердымухамедов, Ашхабад рассматривает в качестве важнейшего стратегического партнера. Свою заинтересованность в присоединении к этому транзитному коридору проявил также Китай.

Незадолго до приезда Бердымухамедова в Тбилиси побывала китайская делегация, а в Пекине гостила грузинская во главе с вице-премьером, министром энергетики Кахой Каладзе. Эксперты полагают, что интерес Китая к региональным инфраструктурным проектам может выразиться в том, что Пекин возьмет на себя финансирование некоторых из них. Реализация межрегиональных транспортных проектов вписывается в стратегию Китая по восстановлению Великого шелкового пути.

Выход Центрально-Азиатского региона на Азербайджан будет обеспечиваться через Каспий. Недавно Туркменистан пополнил свой флот новыми паромами, предназначенными как для пассажирских перевозок, так и для транспортировки грузовых автомобилей и другого крупногабаритного груза.  «Для Туркменистана – это один из выходов в Европу в дополнение к имеющимся маршрутам через Россию», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров. Ашхабад, таким образом, становится активнее в своей многовекторной политике. Прежде, отметил эксперт, для Туркменистана Грузия не являлась сколько-нибудь важным партнером во внешней или внешнеэкономической политике. «Долги Грузии за туркменский газ, с одной стороны, и грузинский зеленый чай (национальный напиток туркменов), ремонт туркменских военных самолетов на Тбилисском авиационном заводе в счет упомянутого долга – вот, пожалуй, и весь спектр отношений.  Отсюда столь запоздалый, первый после прихода к власти туркменского президента визит в Грузию», – сказал Кадыров.

Официальный Тбилиси, комментируя визит Гурбангулы Бердымухамедова, особо подчеркнул то обстоятельство, что Грузия является важным звеном Южно-Кавказского транспортно-энергетического коридора и готова обеспечить надежный и безопасный транзит через свою территорию энергоносителей из стран Каспийского бассейна и Средней Азии в западном направлении. Говоря об этом, президент Грузии Георгий Маргвелашвили выразил надежду на то, что в ходе визита Бердымухамедова удастся более конкретно определить перспективные направления сотрудничества, в частности, в энергетической сфере. «В рамках проекта Nabucco–West появляется важный геополитический аспект сотрудничества – будущий газ из Туркменистана может пойти по Южно-Кавказскому трубопроводу, а значит, и по территории Грузии. Однако полагать, что необходимость визита Бердымухамедова в Грузию назрела в связи с решением вопроса поставок туркменского газа на Южный Кавказ через Каспий, было бы большой натяжкой», – считает Кадыров. Однако, говорит он, уже само геополитическое сотрудничество с такой группой  стран, как проамериканская Грузия, член НАТО – Турция и ее ближайший стратегический партнер – Азербайджан, в рамках Nabucco–West, даже формально, делает фигуру Бердымухамедова заметной и многообещающей для США и Европы. «Nabucco–West – проект не только экономический, а в первую очередь геополитический. Это выгодный рычаг для напоминания, что  Азербайджан и Грузия, а теперь и Туркменистан находятся по разные  с  Россией стороны баррикад», – отметил эксперт.

Руководитель Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий, комментируя визит президента Туркменистана в Тбилиси, сказал «НГ», что «Грузия стала вести более гибкую внешнюю политику, активизировав южный и восточный векторы». «Как дополнение к декларированному евро-атлантическому вектору и реанимации культурно-экономических связей во внешней политике страны взята стратегия развития взаимоотношений со странами Каспия и Дальнего Востока. Это разумная и конструктивная политика, которая является некой разновидностью новогрузинской комплементарности», – сказал Александр Русецкий. Грузия, по его мнению, может взять на себя и исполнить роль важного фактора стабильности не только в зоне Каспийско-Черноморского бассейна, и если крупные мировые игроки помогут ей в этом, то выиграют и сами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кубинская «Черная весна» не дает покоя Вашингтону

Кубинская «Черная весна» не дает покоя Вашингтону

Сергей Никитин

США не оставляют попыток организации цветной революции на Острове свободы

0
931
В судах обновят офисное оборудование

В судах обновят офисное оборудование

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество надеется и на более современное делопроизводство

0
782
«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

Андрей Юрков

К 165-летию со дня рождения писателя-анималиста и одного из основателей пионерии Эрнеста Сетон-Томпсона

0
837
Она была чудом. На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

Она была чудом. На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

«НГ-EL»

На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

0
900

Другие новости