Адвокаты не перестают жаловаться на конструктивные недостатки судебных микрофонов.
Фото со страницы Смоленского областного суда в «ВКонтакте»
В Судебном департаменте при Верховном суде РФ не отказались от планов по обновлению офисной техники российских судов в течение 2026 года. Это направлено на повышение эффективности правосудия и удобства для всех участников процессов. В юридическом сообществе «НГ» подтвердили наличие проблем. Например, с достоверностью аудиопротоколов судебных заседаний из-за частых технических сбоев или нехватки аппаратуры для видео-конференц-связи (ВКС). Теперь есть надежда, что делопроизводство в судах станет более современным.
В ходе рабочей поездки в Хабаровский край генеральный директор Судебного департамента Владислав Иванов проверил оснащение зданий более десятка федеральных судов. Он подтвердил планы по полному обновлению компьютерной техники к концу 2026 года.
В Telegram-канале Судебного департамента отмечается, что особое внимание было уделено условиям работы судей, состоянию судебных помещений и залов судебных заседаний. Кстати, техника из централизованной поставки 2025 года, включая компьютеры, принтеры и системы ВКС, уже были установлены. «К концу 2026-го мы должны полностью обновить компьютерную технику, которая эксплуатируется в судах более 10 лет», – подчеркнул Иванов. Потому что это необходимо для создания комфортных условий для судей и работников аппаратов судов, а также для граждан, обращающихся за судебной защитой.
Напомним, что ранее в Судебном департаменте также выступили с инициативой о повсеместном переходе на электронный документооборот при работе с исполнительными листами. Такой формат, дескать, «позволяет исключить задержки, связанные с почтовой пересылкой, снизить риски утраты документов и значительно сократить сроки исполнения судебных решений». Адвокат, партнер ООО «Правовая группа» Владимир Шалаев подтвердил «НГ», что в первую очередь следовало бы заняться унификацией делопроизводства, взяв за основу, расширив и обновив московскую систему. Потому что, по его мнению, системы ВКС, установленные в судах, давно не выдерживают никакой критики. Часто в зале заседания нет никакого оборудования, хотя достаточно одной веб-камеры и обычного компьютера. Аналогичные проблемы и с системами аудио- и видеопротоколирования: «Часто бывает, что они не функционируют или просто запись получить невозможно».
Адвокат и партнер «BMS Law Firm» Денис Фролов пояснил: в одних судах – современные сертифицированные решения, в то время как в других – устаревшие микрофоны и звукозаписывающие устройства. Есть сложности и с доступом к материалам: участникам процесса бывает довольно проблематично «получить трек или объективную расшифровку – процедуры запроса и выдачи не всегда отлажены». Так что, по его словам, если и говорить о переоснащении судов, то в первую очередь нужно наладить надежную систему аудио- и видеофиксации хода процесса. Для устранения споров о том, что именно происходило и кто что говорил. А еще не помешала бы автоматизация подготовки черновиков протоколов, что позволило бы сэкономить время секретарей и значительно ускорить выпуск самих протоколов. А управляющий партнер Легес Бюро Мария Спиридонова сказала «НГ», что в настоящее время наиболее актуальна проблема оснащения судов общей юрисдикции системами ВКС. А еще она считает важным усовершенствовать пропускную систему судов. Например, наконец обеспечить судебных приставов техническими средствами, которые позволяют каждый раз не записывать в журнал паспортные данные посетителя, а также спецоборудованием для досмотра сумок без их вскрытия руками.
Как напомнил «НГ» управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев, ВКС и базовая аудиозапись в большинстве судов уже есть. Но «проседает» именно то, что критично для качества процесса: микрофоны и акустика в залах, резервирование аудиозаписи, оперативная выдача копий фонограмм сторонам, устойчивость каналов при подключении СИЗО и удаленных участников. Процедуры протоколирования и аудиофиксации хотя подробно и прописаны в действующих нормах, но зачастую «хромает» их применение. «Ключевая проблема – доступ, ссылки на «технический сбой» встречаются чаще, чем хотелось бы, а время на подачу замечаний уходит», – пояснил «НГ» Гавришев. Судебный департамент, по его словам, сейчас стремится к унификации оборудования, расширению ВКС, снижению затрат на этапирование обвиняемых, а также к ускорению документооборота. С одной стороны, это полезно, но без «правового ядра» в виде обязательной и проверяемой аудиозаписи эффект будет лишь частичным и «административным». То есть адвокат увидел риск ситуации «техника ради техники», которая скорее всего приведет к одному: «Мы улучшим статистику, а не правосудие».
Сам Гавришев настаивает, что должна быть обязательная аудиозапись всех заседаний, включая уголовные, причем с резервным каналом и разбивкой на тайм-коды, а копии чтобы выдавались в фиксированный срок. Нужен в ВКС и «конфиденциальный канал адвокат–подсудимый», чтобы не нарушать «тайну защиты». Пригодится и единая электронная подача ходатайств и замечаний на протокол с автоподтверждением времени приема. Среди необходимых мер также важна стабильная ВКС с СИЗО – это и приоритетный защищенный канал, и дежурные «точки» в изоляторах, чтобы не срывать процессуальные сроки. В настоящее же время даже проблемы протоколирования решены лишь на бумаге, а на практике идут нередкие жалобы на задержки, «сбои», позднюю выдачу и отказ в копиях. В итоге, заявил «НГ» Гавришев, переоснащение судов стоит поддерживать, но целеполагание этого дела должно быть именно процессуальным, направленное на появление «измеримых стандартов открытости и проверяемости правосудия».