0
2469

28.09.2009 00:00:00

"Полански виноват. Но он не виноват!"

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель НГ-Интернет

Тэги: полански, насилие, педофилия, кино, суд


Европейская интеллигенция, американские журналисты, польские и французские политики и даже глава ЮНЕСКО – все возмущены арестом в Цюрихе режиссера Романа Полански (точнее – Поляньского). Все они требуют закрыть дело об изнасиловании 13-летней девочки в 1977 году. Требуют не требовать экстрадиции режиссера в США, где Полански не появлялся уже 31 год.

Существуют два способа рассказать о «казусе Романа Полански».

Одна история выглядит так. Полански опоил и одурманил наркотиками, а затем в извращенной форме изнасиловал 13-летнюю Саманту Гаймер. После этого он прошел 42-дневное психиатрическое обследование в тюремной клинике. И после этого Полански нарушил режим домашнего ареста и улетел в Лондон. Поступил как трус. Теперь он вынужден прятаться и наблюдать из-за океана за тем, как ему вручают «Оскара», не имея возможности забрать свой приз.

А вот вторая история. 13-летняя фотомодель Саманта Гаймер бравировала водительским удостоверением и убеждала всех в том, что она совершеннолетняя. Полански не был ее первым мужчиной. Кроме того, адвокаты и прокурор договорились о том, что наказание режиссера ограничится 90-дневным пребыванием в лечебнице. Полански был выпущен досрочно. Тогда судья Лоуренс Риттербэнд нарушил договор и возобновил дело. У Риттербэнда было непомерно раздутое эго, он получал малопонятное наслаждение от преследования звезд и даже «консультировался» с представителями прессы. Поговаривают, что во время игры в гольф он обещал «надолго засадить этого поляка». Полански ничего не оставалось, кроме как бежать.

«Мы живем в эпоху, пронизанную постмодерном настолько, что почти у каждой медиа-истории есть свой очевидный литературный прообраз», - тонко заметил Патрик Голдстайн из The Los Angeles Times. Он сравнил франко-польского режиссера с Жаном Вальжаном, персонажем «Отверженных» Гюго, «бегущим героем», укравшим ковригу хлеба и преследуемым сыщиком Жавером.

Трус или жертва? О «казусе Полански» можно рассказать так или эдак, пользуясь теми или иными аллюзиями, аналогиями, архетипами и проч. Одни утверждают, что режиссер покаялся. Другие – что так и не понял из-за чего вышел весь сыр-бор и посчитал, что стал жертвой конфликта, недопонимания двух систем – американского «почвеннического» консерватизма и либертинской морали Западного побережья. Личное отношение к Полански-режиссеру влияет на выбор версии. Выбор версии влияет на представление о том, как сейчас должны поступить швейцарское и американское правосудие.

В действительности в центре конфликта двух систем Роман Полански находится как раз сейчас. Причем драматизм ситуации заключается в том, что обе системы работают исправно и у каждой из них своя правда. Эти системы – интеллигенция и власть.

Интеллигенция (и это ее общественная функция) должна мыслить критически, то есть в простом видеть сложное, в очевидном – скрытое, в однозначном – двусмысленное. Она эмоциональна и оценочна и в то же время генерирует альтернативные версии различных ситуаций и настолько усложняет реальность, что отбивает всяких вкус к оценочности, морализаторству. Интеллигенция формирует общественное мнение и отчасти манипулирует им. Она выносит суждения – и в то же время не судит.

Судит власть. Ей делегировано это право, потому что главной функцией власти в открытом обществе является скрупулезное следование процедуре. Судебная власть в Америке принципиальна. Перед процедурой равны все, вне зависимости от бэкграунда, будь ты миллионер, сенатор, трудный подросток, беглец из еврейского гетто, ветеран войны во Вьетнаме.

Для обеих систем вполне очевидно, что в 1977 году на вилле Джека Николсона режиссер Роман Полански совершил преступление. Это очевидно при всех «но» - и даже притом, что сама Саманта Гаймер не имеет к Полански никаких претензий. Однако системы не могут прийти к консенсусу по поводу того, понес ли режиссер наказание. Потому что критерии оценки наказания у двух систем различны.

Полански, конечно, наказан: общественное клеймо, невозможность работать в Голливуде, ограничение передвижения как дополнение к трагической биографии (гетто, гибель матери в газовой камере, гибель жены от рук банды Чарльза Мэнсона). Но это не процедурное наказание. Для судебной власти реальность, кодированная на каком-то ином, непроцедурном языке, вторична. Таковы правила игры. При всей их бездушности, это меньшее зло, уберегающее общество от волюнтаризма и хаоса. Именно за следование правилам общество и интеллигенция ценят власть – пока дело не доходит до «непредвиденной ситуации».

Для судебной власти человек – это набор мотивов и поступков. Для интеллигенции – нечто большее. Для того чтобы это «нечто большее» имело значение для судей, его необходимо перевести на другой, «процедурный» язык. Чтобы «казус Полански» стал юридическим прецедентом, нормой. Уникальность в мире культуры не конвертируется в мир следователей, судей, прокуроров и адвокатов. Уникальность оценочна.

Именно с точки зрения мотивов и поступков случай Полански едва ли можно назвать уникальным. То же самое могло и может произойти с любым американским гражданином. Однако не любой американский гражданин – публичная фигура, и не из всякого такого рода случая пресса готова сделать медиасобытие. Полански – публичная фигура. Именно публичность, медийность дают нам возможность знать о нем больше, сопереживать, возмущаться, говорить о перипетиях его жизни, рассуждать о сложности, неоднозначности его положения. Он нам как будто знаком. В этом смысле публичность – накапливаемое преимущество, accumulative advantage.

Это преимущество может сопровождать вас по жизни, но при входе в зал суда вы должны сдать его в камеру хранения. В противном случае перед обществом встает опасный соблазн «элитизма», преодоленный на словах, но не до конца – в повседневных поступках и реакциях.

Впрочем, Энн Эпплбаум из The Washington Post считает, что публичность Полански – не advantage, а напротив disadvantage. «Если бы он не был знаменит, - пишет Эпплбаум, - никто бы и не вспомнил о его преступлении». В ее словах есть доля истины. Но лишь доля. Если бы Полански не был знаменит, его арест, суд над ним, возможный приговор не стали бы медийным событием и не дали бы возможность судебной власти продемонстрировать свою приверженность принципам. Принципам, на которых основано общество.

Суд над Полански ничего не даст его жертве. Приговор не поможет 76-летнему режиссеру «исправиться». Однако Энн Эпплбаум не права, утверждая, что такой процесс «не послужил бы обществу». Послужил бы. Заставил бы задуматься. О собственной противоречивости. О шаткости собственного фундамента┘

Впрочем, возможно, общество задумается и без суда, а Полански еще удастся снять пару-тройку фильмов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
883
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1063
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
520
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
355

Другие новости