Масштабное дорожное строительство федеральный Центр возьмет под более пристальный надзор. Фото с сайта www.rosavtodor.gov.ru
Министерство транспорта представило на обсуждение поправку из одного слова к закону «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Там есть перечень региональных чиновников, назначение которых обязательно согласовывают с федеральным Центром. Минтранс считает, что так же следует выстроить и его вертикаль. Ведомство Андрея Никитина приводит такой аргумент: 1,8 трлн руб., которые выделяются на транспортную сферу страны в ближайшие годы. Контролировать сверху профильные кадры необходимо, чтобы не было коррупции и хищений, а национальные интересы всегда превалировали над местными.
Поправка Минтранса к закону об устройстве региональных властей действительно состоит из одного слова, ключевого для названия самого этого ведомства. Соответствующая инициатива появилась 28 августа на правительственном портале по обсуждению проектов нормативных актов. И предложение Минтранса, судя по представленным документам и содержащимся в них аргументам, представляет собой уже выработанное решение. На него, видимо, имеется и санкция сверху.
Стоит отметить, что недавно назначенный министром транспорта Андрей Никитин, судя по всему, провел ревизию законотворческой активности своего ведомства. И оно в последние дни выступило с идеями о ряде концептуальных корректировок в подконтрольной сфере экономики страны. Всего за пару-тройку дней на том же правительственном портале размещено семь транспортных инициатив. Среди них есть, к примеру, и проект Концепции научно-технологического развития всего комплекса, и новые правила предоставления аэронавигационной информации, и уточненный порядок принятия на баланс автомобильных дорог.
Что же касается создания своего рода всероссийского Минтранса, то есть предстоящего введения обязательного согласования губернаторами профильных региональных министров с будущим головным офисом всей системы в Москве, то главный довод – это бюджетные и внебюджетные деньги. А именно те средства, которые направляются в ближайшие годы на развитие отрасли. Как подсчитала «НГ», в пояснительной записке к законопроекту упоминается сумма размером чуть более 1,8 трлн руб. Это затраты и на обновление парка для пассажирских перевозок, и на закупку электротранспорта, и, конечно, на строительство и ремонт дорог. Речь идет о 2025–2027 годах и о ряде нацпроектов.
Пояснительная записка инициативы от Минтранса вообще не оставляет ни камня от нынешнего механизма управления громадным хозяйством. Как представляется, для пущей убедительности своих аргументов, хотя при этом, конечно, и возникает вопрос, как же там все вертелось до сих пор, а главное – куда расходились выделяемые ресурсы? «Такие значительные средства, направленные на улучшение транспортной инфраструктуры, требуют повышенного внимания и контроля со стороны федерального Центра. Существующие формы контроля за реализацией проектов, такие как рассмотрение и утверждение региональных программ развития общественного транспорта, очевидно, недостаточны», – считают в Минтрансе. И перечисляют эти недостатки: фрагментарность контроля, риски неэффективного использования средств, зависимость от региональных властей, отсутствие единой системы.
По поводу первого недостатка сказано, что, дескать, «контроль ограничивается рассмотрением программ, но не затрагивает оперативное управление и реализацию проектов на местах». Суть недостатка в виде «отсутствия прямого влияния на кадровую политику в региональных транспортных ведомствах» означает «риски назначения некомпетентных или недобросовестных руководителей, что может привести к срыву сроков, нецелевому использованию средств и ухудшению качества предоставляемых услуг». А указание Минтранса на зависимость профильных кадров от тамошней власти и вовсе сформулировано загадочно: «Эффективность контроля напрямую зависит от готовности региональных властей к сотрудничеству и соблюдению федеральных требований». И конечно, отмечено, что «без согласования назначений транспортный комплекс не функционирует как единая слаженная система, где есть взаимопонимание центра и регионов по отраслевой вертикали».
«Назначение на ключевые должности людей, лояльных к целям и задачам федеральных проектов, позволит оптимизировать взаимодействие и синхронизировать усилия федерального Центра и регионов», – поясняют в Минтрансе. А также «повысить эффективность и качество работы региональных министерств транспорта и подведомственных им организаций, обеспечить реализацию государственной политики в сфере транспорта на всей территории страны, оперативно реагировать на неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий регионами, минимизируя риски и убытки». Еще один довод ведомства Никитина заключается в том, что единая кадровая вертикаль поможет «предотвратить ситуации, когда региональные интересы превалируют над национальными, что может нанести ущерб реализации федеральных проектов».