В ассоциации потребителей считаются с возможностью блэкаута. Фото Ольги Никифоровой
Прошедшие в этом году торги по размещению новых энергомощностей не собрали необходимого количества участников. Предложенные потенциальным инвесторам условия не показались им достаточно привлекательными. Пресса отразила складывающуюся ситуацию паническими заголовками. Утверждалось, в частности, что, например, Дальний Восток к 2030 году столкнется с нехваткой 5 ГВт мощностей, что складывающаяся ситуация может негативно повлиять на реализацию недавно принятой программы развития электроэнергетики России до 2042 года. Предполагается, что к этому периоду электропотребление в России достигнет 1,431 трлн кВт-ч. Такой объем потребления означает необходимость ввода генерирующих мощностей в размере 88 ГВт, которые должны обеспечить электростанции мощностью в 208 ГВт.
Рост потребления электроэнергии объясняется многими факторами, в том числе потеплением климата, а также развитием майнинга и искусственного интеллекта. Последние два процесса требуют значительных объемов энергии.
Фактический отказ инвесторов от сооружения электростанций связан со многими факторами, среди которых немаловажную роль играет завышенная процентная ставка по банковским кредитам. И даже ее снижение в сентябре на один процентный пункт – до 17% (столь высокую ставку некоторые эксперты объясняют в том числе и геополитической ситуацией в мире) – принципиального значения для инвесторов не имеет. Ведь сроки окупаемости инвестиций в энергетические мощности исчисляются десятилетиями.
Решение вопроса
Судя по дискуссии на III ежегодной конференции «Энергия для потребителей», которая проходила 10 сентября 2025 года, решением вопроса могло бы стать развитие генерации со стороны потребителей электроэнергии. Причем, судя по ряду выступлений, сами крупные потребители готовы инвестировать в генерацию. Но в данном случае существует ряд ограничений со стороны регулятора в лице государства.
Обычно принято называть генерацию потребителей распределенной генерацией. Однако под этим термином часто понимается именно генерация со стороны массового потребителя. Наиболее ярким примером такой массовой генерации является получившее распространение в Европе, и в частности в Германии, «балконная генерация», сводившаяся к установке на балконах жилых домов ветряков или солнечных панелей. Такие потребители по местным законам могут произведенную «домашнюю энергию» передавать в сеть. В Швейцарии несколько лет тому назад даже появились основанные на этом принципе энергоэффективные и даже энергонезависимые жилые дома. «НГ-энергия» сообщала об этом в ряде статей. Применительно к России речь идет о крупных потребителях, которые строят собственные электростанции для обеспечения электроэнергией и теплом свои производства. Определенные излишки такие потребители могут передавать в общую сеть.
Участники конференции обсудили широкий круг вопросов, которые определят развитие отрасли на ближайшие годы – от новых инвестиционных механизмов и сохранения конкурентных цен на электроэнергию до практических решений по повышению эффективности энергоснабжения предприятий без изменения регулирования. Пленарная дискуссия была посвящена поиску «больших идей», которые могут стать драйвером устойчивого развития экономики уже в 2026 году. Обсуждались новые механизмы инвестирования, интеграция генерации потребителей в энергосистему, вопросы гибкости и ответственности участников энергорынка.
«Сегодня отрасли нужно сместить фокус: от борьбы только за цену к обеспечению надежности. Лучше иметь электроэнергию чуть дороже, но стабильнее – это главный вызов ближайших лет. При этом потребители готовы подставить плечо отрасли: участвовать в строительстве собственной генерации и развивать модели, совмещающие оптовый и розничный сегменты», – подчеркнул Владимир Тупикин, председатель наблюдательного совета ассоциации «Сообщество потребителей энергии».
«Мы как отрасль находимся в стадии принятия новых нетривиальных решений, которые могут идти вразрез с привычными устоями, но при этом приведут к улучшению качества энергоснабжения, его надежности и управления ценовыми параметрами. Без изменений в существующей модели мы не сможем двигаться вперед, поэтому Минэнерго готово прорабатывать оптимальные подходы, которые позволят развивать топливно-энергетический комплекс таким образом, чтобы он полностью обеспечивал потребности экономики и граждан страны», – заявил Петр Конюшенко, заместитель министра энергетики РФ.
Конференция «Энергия для потребителей» проводится Ассоциацией «Сообщество потребителей энергии» (АСПЭ) ежегодно и является одним из ключевых событий отрасли. Фокус встречи этом году был смещен на прикладные приоритетные задачи энергетики и бизнеса по созданию оптимальных условий для обновления энергосистемы.
Анализ на уровне экспертов
Понимание проблемы, которая сейчас со всей остротой встает перед производителями и потребителями электроэнергии, наиболее полно отразилось в выступлениях ряда экспертов. Заслуживает внимания в свете постановки автором этой статьи проблемы надвигающегося кризиса в электроэнергетике ответ на вопрос, заданный участникам конференции накануне пленарного заседания, о готовности отрасли к реализации поставленных перед ней стратегических задач. Ответ давался по 10-балльной системе, и он, по словам модератора сессии Константина Симонова из Фонда национальной энергетической безопасности, составил 4,2. Сам Симонов считает, что такая оценка не самая оптимистичная с точки зрения реализации поставленных перед отраслью задач.
Участникам конференции напомнили, что в текущем августе был фактически сорван конкурс на установку новых мощностей на Дальнем Востоке, поскольку участников конкурса не устроили предложенные им условия. Поэтому модератор обратился к выступающим с просьбой предоставить на обсуждение новые предложения. Представители производителей электроэнергии обратили внимание на возможность в перспективе (и, возможно, недалекой) наступления в российских энергосистемах серии блэкаутов, или внезапных отключений потребителей в связи с нехваткой мощностей.
Напомним, что, по данным Минэнерго, электропотребление будет расти в России как минимум на 2% в год. Отсюда возникает вопрос экономического интереса для производителей электроэнергии. И тут, пожалуй, впервые прозвучало в общественном эфире предложение, что, мол, пусть стоимость электроэнергии будет подороже, но зато энергоснабжение будет более надежным.
Поэтому одним из решений вопроса развития энергосистем может быть строительство электростанций самими потребителями. Эту проблему довольно подробно осветил выступавший первым Владимир Тупикин. Он отметил, что для потребителей произведенная ими электроэнергия является конечным продуктом, и ни о какой доходности в данном случае для них речи идти не может, так как они произвели товар для себя и тут же его потребили. Но для такого решения необходимо от жесткой регуляторики отрасли перейти к ее экономической самостоятельности. Поэтому, с точки зрения потребителей электроэнергии, для них при строительстве генерирующих мощностей необходимо снять имеющиеся на сегодня ограничения.
Другую проблему потребители электроэнергии усматривают в нехватке мощностей российской энергомашиностроительной отрасли, которая не справляется с растущим спросом на энергооборудование. В данном случае определенным решением может быть снятие требования на обязательную локализацию производимого оборудования.
Точку зрения производителей электроэнергии представляла Александра Панина, председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии». Она согласилась, что проблема с инвестициями в электроэнергетику действительно существует. По ее мнению, сейчас темп обновления энергетических мощностей по сравнению с периодом 1995–2010 годов резко замедлился. В своем выступлении она пыталась объяснить отсутствие интереса у инвесторов к строительству новых генерирующих мощностей существующей высокой ключевой ставкой.
Определенные решения она видит в снижении налоговой ставки для инвесторов в электроэнергетику. Она выступила также против высоких экологических требований, которые в настоящее время предъявляются к новым энергетическим проектам. Это их удорожает и при низких тарифах на электроэнергию, которые регулируются государством, снижает интерес инвесторов к электроэнергетике. Кроме того, она обратила внимание на энергоэффективность и энергосбережение, которые при прочих равных условиях дадут возможность экономить на вводе новых генерирующих мощностей. В этой связи она указала на европейский опыт.
Вице-президент группы «Новолипецкий металлургический комбинат» Сергей Чеботарев считает, что преимущества собственной генерации потребителей очевидны с точки зрения удешевления получаемой ими электроэнергии. Прежде всего сокращается транспортное плечо, то есть нет необходимости в магистральных линиях электропередачи, поскольку электроэнергия производится рядом с потребителем. Исходя из этого, Чеботарев выступает за снятие с потребительской генерации имеющихся ограничений и полную ее интеграцию с так называемой большой энергетикой.
Максим Балашов, директор по работе с естественными монополиями металлургической компании РУСАЛ, обратил внимание собравшихся на показатели, которые предстоит достичь российским энергетикам. Речь идет о правильности прогнозируемой потребности страны в электроэнергии.
Заслуживает внимания, что докладчик впервые затронул проблему майнинга с точки зрения налогообложения их как потребителей электроэнергии и производителей криптовалюты. В этом, по его мнению, скрыт значительный финансовый ресурс, который мог бы быть направлен на решение проблем, связанных с пресловутой «перекресткой».
Конечно, правильный ответ на поставленные потребителями и производителями электроэнергии вопросы могут дать регулятор, то есть государство, и представитель организации, объединяющей как потребителей, так и производителей электроэнергии. В такой роли на конференции попытался выступить Максим Быстров, председатель правления НП «Совет рынка». С его точки зрения, для решения проблемы увеличения мощностей в соответствии с планом до 2042 года (88,5 ГВт) необходимо расширить права и возможности потребителей энергии по сооружению собственных мощностей. Это будет удерживать тарифы от роста, поскольку строительство собственной генерации потребителями (как это уже отмечалось на конференции) исключает параметр получения ими высокой доходности.
Быстров призвал далее отказаться от жесткой регуляторики и дать участникам рынка больше самостоятельности. По его мнению, излишняя зарегулированность рынка объясняется во многом стремлением регулятора избежать конкуренции между производителями и потребителями в части ввода новых мощностей. Он считает, что потребители в состоянии построить до 17 ГВт новой мощности, а это, по некоторым оценкам, до 20% от плана 2042 года. Быстров также поддержал идею, уже высказывавшуюся предыдущими выступавшими, о том, что требование локализации производства энергетического оборудования должно быть отменено, поскольку российские машиностроители действительно не справляются с ростом заказов на оборудование. Причем проблема уже стоит настолько остро, что, как отметил один из участников дискуссии, требующее ремонта оборудование приходится отправлять в Китай, поскольку российские заводы не располагают для этого дополнительными мощностями.
В выступлении Быстрова заслуживают внимания два аргумента. Во-первых, его утверждение, что электроэнергетика, по сути, выступает донором и отдельных отраслей промышленности, и народного хозяйства в целом. Причем это касается не только населения, получающего электроэнергию по льготным тарифам, но и целых регионов (пресловутая «перекрестка»). С другой стороны, электроэнергетика – это инфраструктура, а ее, по образному выражению Быстрова, «мало не бывает». Отсюда и необходимость строить генерацию опережающими темпами и не привязывать ее к ожидаемым показателям потребления. Поэтому требовать бюджетных дотаций отрасли, как это предлагал ряд экспертов, смысла нет. Смысл состоит в том, чтобы освободить отрасль от дотационной нагрузки.
Выводы
В заключение статьи хотелось бы согласиться с экспертами, что прогноз электропотребления на десятилетия может быть только приблизительным и его требуется уточнять с привлечением ресурсов и других министерств, а не только Минэнерго. Но вот о чем умолчали выступавшие, так это об энергоснабжении новых регионов. Запорожская АЭС не работает по причине атак со стороны ВСУ, и перспективы ее запуска пока неизвестны. Не случай недавно белорусский президент предложил построить на востоке Белоруссии новую АЭС для энергоснабжения новых регионов России.
В конечном счете важно указать на приведенные в ряде выступлений экспертов подсчеты, что запланированное Минэнерго строительство дополнительных генерирующих мощностей (очевидно, без учета возможного прироста территорий) неизбежно приведет к увеличению тарифов на электроэнергию, и по уровню цены за 1 кВт-ч Россия в перспективе будет опережать и США, и КНР, уступая только Европе.
С учетом того, что именно кредитная составляющая в цене за 1 кВт-ч главным образом влияет на уровень цены, решение вопроса удешевления тарифов кроется в снижении уровня ключевой ставки.
Нехватка машиностроительных мощностей для оборудования при условии жесткой локализации и санкционного режима, ограничивающего поставки оборудования с внешнего рынка, может быть преодолена, по оценке ряда экспертов, за счет перехода при строительстве новых генерирующих мощностей к ограниченному числу типовых проектов электростанций.
И, конечно, общим мнением явилось предложение пересмотра нормативной базы Минэнерго в отношении собственной генерации потребителей в плане снятия ограничений на их установленные мощности и полном привлечении их в том числе к покрытию пиковых нагрузок в общей сети, к которой они присоединены.