Хавьер Милей и его сестра Карина радостно приветствовали избирателей, пока те не закидали их камнями. Фото Reuters
Президент Аргентины Хавьер Милей, два года назад начавший радикальные рыночные реформы, оказался в центре коррупционного скандала. Его окружение подозревают в махинациях с госконтрактами. Недовольство аргентинцев грозит Милею потерей мест в парламенте, где сторонники президента и так в меньшинстве, и массовыми протестами. А для его почитателей важно то, что рухнет миф о первом в мире президенте, который дерзнул преобразовать страну в духе либертарианства – идеологии, основанной на вере в свободу как двигатель прогресса и признании недопустимости государственного вмешательства в экономику.
Милей 27 августа организовал предвыборный митинг в Ломас-де-Саморе, пригороде столицы Буэнос-Айреса. В начале сентября там планируются выборы в местное законодательное собрание, а 26 октября уже на национальном уровне будет избираться половина мест Палаты депутатов и треть – Сената. Мероприятие было призвано поднять популярность главы государства и его партии «Свобода наступает». Началось оно достаточно мирно. Милей и его сестра стояли в кузове открытого пикапа, махали аргентинцам и раздавали автографы. Но вскоре в них полетели камни, бутылки и все, что только попадалось под руку, под крики: «Долой Милея!»
Возмущение аргентинцев вызвал коррупционный скандал, центральной фигурой которого стала сестра президента Карина Милей. Она с 2023 года является главой президентской канцелярии и участвует в формировании государственной политики, написании посланий и подготовке публичных выступлений президента. Карина Милей находится в числе ключевых фигур администрации нынешнего аргентинского лидера.
В начале прошлой недели в интернете появилась запись разговора, в которой глава Национального агентства по делам инвалидов Диего Спагнуоло жаловался на то, что фармацевтические компании платят взятки главе президентской канцелярии, чтобы обеспечить государственные закупки лекарств для инвалидов. И это при том, что 4 августа Милей наложил вето на законопроекты, предусматривающие повышение пенсий и дополнительные меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Отсюда и бурная реакция аргентинцев.
Коррупционные скандалы, в которых фигурирует близкий круг лидеров государств, никогда не сулят им ничего хорошего, но в случае с Аргентиной ситуация обстоит еще хуже. Экономическое положение в стране крайне тяжелое. Милей не является его первопричиной, однако при нем уровень жизни аргентинцев упал ниже, чем был до него. Это не идет на пользу рейтингу одобрения нынешнего президента.
На всеобщих выборах 2023 года Милей и так был темной лошадкой. В стране его даже назвали мини-Трампом за провокационные идеи. Тогда, во время предвыборной гонки, он заявлял, что не собирается развивать связи с «коммунистическим» Китаем, а также с Россией и Бразилией. Стало также известно, что Милей отрицает существование глобального потепления, призывает разрешить торговлю человеческими органами и выступает против абортов. Избиратели решили, что нетипичный президент сможет решить типичные для латиноамериканских государств проблемы: бедность, безработицу, огромный внешний долг, инфляцию.
Реформы, которые предложил Милей, привели к кардинальному сокращению социальной поддержки населения, урезанию государственного субсидирования транспорта и энергоснабжения, обернулись девальвацией национальной валюты песо более чем в два раза. Но благодаря этому президенту удалось выполнить одно из своих предвыборных обещаний – снизить инфляцию. В 2023 году ежемесячный рост цен составлял 25%, в прошлом месяце этот показатель был на уровне 1,9%. В то же время покупательная способность аргентинцев упала, а безработица выросла еще сильнее.
Разумны ли реформы Милея – вопрос жарких дискуссий, ведущихся отнюдь не только в экспертной среде. Бесспорно одно: президент играет вдолгую и выполнение его планов требует терпения и затягивания поясов. Но аргентинцы, за долгое время привыкшие к широким мерам социального обеспечения, терпеть крайнюю бедность не могут. Да и не хотят. Поэтому до сих пор высоки рейтинги бывшей главы государства Кристины Киршнер, которая находилась у власти с 2007 по 2015 год и продолжала политическую деятельность до 2023 года в качестве вице-президента. Она по своим взглядам является идеологическим антиподом либертарианца Милея. Киршнер считается приверженцем перонизма – идеологии, предполагающей контроль экономики государством в сочетании с внешнеполитическим независимым курсом. Такая политика была характерна для Хуана Перона – лидера аргентинского государства с 1946 по 1955-й, а затем с 1973 по 1974 год.
В декабре 2022 года Киршнер осудили за коррупцию, и она получила пожизненный запрет на участие в политике. Бывшая глава государства отвергала обвинения и пыталась оспорить приговор, но в этом году Верховный суд оставил решение в силе. Ранее предполагалось, что именно она составит главную конкуренцию Милею на выборах в 2027 году.
Коррупционные скандалы вкупе с тяжелейшим экономическим положением аргентинцев ставят под вопрос дальнейшее лидерство Милея. В парламенте у него и так меньшинство. И теперь ему приходится думать не об усилении позиций партии «Свобода наступает» в законодательном органе страны, а о том, как не потерять оспариваемые 8 из 40 мест в нижней палате.
Парламент Аргентины достаточно фрагментирован. Он состоит из 14 фракций, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства. В нижней палате (Палате депутатов) 85 мест принадлежит правительству и его союзникам, 68 мест распределены между независимыми партиями, 104 кресла занимает оппозиция. Двух третей мандатов, которые позволили бы получить абсолютное преимущество при принятии решений, нет ни у кого. Однако в условиях когда аргентинцы начинают критиковать Милея все больше, в парламенте может сформироваться против него влиятельная коалиция. Здесь встает вопрос о том, что предпримет нынешний глава государства. Теоретически он может признать правоту выдвигаемых обвинений и попытаться отречься от сестры, а возможно, и пойти на уступки левым по вопросам социального обеспечения, чтобы успокоить аргентинцев. Это позволит ему удержаться у власти. Вот только говорить о том, что в Аргентине проводится либертарианский эксперимент, Милею больше не придется.