0
6569
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.04.2015 00:01:00

Новые тренды украинской политики

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: украина, политика, конфликт, донбасс, компартия, конституционная реформа, федерализация, экономика


украина, политика, конфликт, донбасс, компартия, конституционная реформа, федерализация, экономика Петр Порошенко пытается модернизировать армию и страну. Фото Reuters

Сложное экономическое положение, давление со стороны крупного капитала и неспособность решить конфликт на востоке страны заставляют украинских политиков искать пути сохранения власти, по-иному расставляя акценты внутренней и внешней политики. В значительной степени этим объясняется повышенное внимание Киева к конституционной реформе и местным выборам, а также новый виток поиска внутренних и внешних врагов.

За последние полтора года антироссийская риторика и борьба с коммунистическим «наследием» приняла широкий размах, фактически став элементом государственной политики. К запрету вещания в Украине российских каналов и показа фильмов добавилась идея запретить деятельность украинской Компартии, которая рассматривается официальным Киевом как «антинародная». С высокой долей вероятности можно ожидать, что преследование представителей Компартии и антироссийская риторика будут усиливаться по мере обострения ситуации в экономике.

Борьба за власть между президентом, парламентом и правительством усилила внимание к проведению конституционной реформы. Киев пытается действовать по уже отработанной схеме – создавать совещательные органы, которые возьмут на себя разработку новой редакции Конституции. Подобные планы пытались реализовать бывшие президенты – Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Формально новая Конституция должна сбалансировать отношения между ветвями власти, борьба которых постоянно приводит к конфликтам. В реальности новая Конституция рассматривается основными политическими группами и финансово-промышленными силами в качестве механизма удержания власти. Конституционные изменения направлены на перераспределение власти между основными политическими игроками.

Предложения должны быть подготовлены конституционной комиссией, созданной Петром Порошенко. На ее первом заседании, которое состоялось в начале апреля, президент Украины расставил акценты относительно будущего развития украинского государства. Президентские предложения направлены на сохранение унитарного характера украинского государства. Кроме этого, Порошенко заявил о своей поддержке парламентско-президентской формы правления и недопустимости перехода Украины к федеративному устройству, видя в этом угрозу для последующего развития украинского государства.

Подобная позиция президента, которую разделяют в правительстве и парламенте, вновь оставляет открытым вопрос о путях решения конфликта на востоке Украины. В рамках унитарной модели невозможно найти компромиссное решение с Луганском и Донецком. Кроме того, Киев провоцирует процессы регионализации, поскольку другие украинские регионы также заинтересованы в пересмотре принципов взаимоотношений с центральными властями.

В рамках конституционной реформы основное внимание Киева обращено к децентрализации, которая наряду с правами человека и реформой правосудия должна снять противоречия между Киевом и региональными элитами. На практике это должно перераспределить полномочия в пользу президента, который получит дополнительные рычаги влияния. По крайней мере на это направлены усилия президента и его администрации, тем более что Киев заинтересован иметь механизмы, которые позволят в ручном режиме осуществлять контроль над регионами.

За все годы независимости борьба между парламентом и президентом шла вокруг контроля над силовым блоком, а также механизмом назначения глав Нацбанка и МИДа, роспуска парламента и формирования правительства. В условиях обострения политической борьбы, которая происходит на фоне конфликта на востоке страны и экономического кризиса, данные вопросы представляют для президента и парламента ключевое значение.

Пока децентрализация ограничивается укрупнением территориальных общин. Для государства укрупнение общин создает условия для экономии средств, которых сегодня катастрофически не хватает. Впрочем, к осени 2015 года, когда должна начаться предвыборная кампания, данный процесс, по всей видимости, не будет завершен, что повышает риски проведения местных выборов в различных регионах в разные сроки.

Повышенное внимание к местным выборам определяется их возрастающей ролью в сложившихся политических условиях. Местные выборы представляют собой единственный способ изменить расстановку сил в стране, ограничив влияние парламента, президента и правительства, которые задают направления внутриполитического развития. В этом заинтересованы как региональные элиты, которые оказались отстраненными от принятия решений, так и ведущие политические партии, рассчитывающие расширить свое влияние на региональном уровне. Крупный и региональный бизнес рассматривает местные выборы как элемент защиты своих интересов и поддерживает всех кандидатов независимо от их политических взглядов.

Отличительной особенностью развития Украины является внесение изменений в Конституцию в периоды острых политических кризисов. При этом изменения осуществляются не законными методами, а путем применения силового воздействия или в результате резкого обострения ситуации. Подобные изменения снижают ценность Основного закона, который каждый раз становится промежуточным итогом договоренностей основных политических сил.

Нынешние украинские политики не способны к кропотливой работе по внесению конституционных изменений. Более того, пришедшие на волне очередной «революции» депутаты, не понимают, что стабильность Конституции напрямую касается легитимности государственной власти. Преобладают подходы, при которых Конституция рассматривается в качестве инструмента захвата и удержания власти, а не как базовый документ, призванный обеспечить стабильное развитие государства.

Конституция Украины вновь стала заложником политических амбиций и инструментом политической борьбы. Основные политические силы не склонны рассматривать своих оппонентов в качестве политических конкурентов, имеющих поддержку в обществе. Борьба переносится на уровень корпоративных и личных интересов.

Приверженность Киева унитарной модели украинского государства, «зачистка» политического поля от оппонентов и несогласных, нагнетание антироссийской истерии даст кратковременный эффект, создавая в Киеве видимость сохранения власти. Однако подобная политика усиливает риски обострения политической ситуации, причем не только в Киеве, но и в регионах, которые рассматриваются различными силами в качестве плацдарма своего экономического и политического выживания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
544
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
885
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1344
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
969

Другие новости