0
1920
Газета Культура Печатная версия

24.02.2000

Святой пес

Тэги: выставка

В Москве 2 марта впервые будет показана священная реликвия песьеголовцев. Это икона "Святой мученик Христофор", исполненная во второй половине XVII века и хранившаяся до сих пор в Ростовском кремле. Выставка "Русское искусство из музеев Центральной России" продемонстрирует шедевры 25 областных собраний. Уникальность этой экспозиции в том, что по инициативе Государственного центра "РОСИЗО" на две недели, со 2 по 18 марта, будет создан единый музей всея Руси, вернее, 15 ее центральных областей. 370 икон, картин, скульптур, рисунков и произведений декоративно-прикладного искусства - это неповторимая коллекция, которая будет собрана вместе в первый и, может быть, в последний раз. Один из самых интересных экспонатов - икона воина с головой собаки.

Святой мученик Христофор. Вторая половина XVII века.
Из собрания Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль"

Было время, когда амазонок считали мифом. Сегодня, когда десятки захоронений женщин-воинов найдены на пространстве от южной Украины до северного Алтая, в их существовании трудно усомниться. Было такое время, когда в пигмеев не верили.

Люди с собачьими головами жили. В этом никто не сомневался на протяжении многих веков. Их описывали Геродот и Плиний. Старейшая кельтская поэма из Черной Книги Кармартена (IX в.) сообщает о бое Артура: "На горе Эдинбурга/ он бился с песьеголовцами./ Около сотни пало/ Их пало около сотни/ перед Бедвиром Совершенным". Марко Поло встречал их в своих индийских странствиях (XIII в.): "У всех людей этого острова головы, как у собак, зубы и глаза, как у собак, я уверяю вас, что все детали их лиц такие же, как у больших мастифов. Они очень злой народ: как захватят человека, на них не похожего, так и пожрут". 23 ноября 1492 года Христофор Колумб записывает в своем дневнике сведения, полученные от индейцев об их соседях: "Там были люди с одним глазом во лбу, и другие, которых они назвали каннибалами, к которым они испытывают большой страх". А через три дня, 26 ноября 1492 года, Колумб писал: "Все люди чрезвычайно боятся народа Каниба, или Канима; говорят, что они живут на этом острове Бохио... у них по одному глазу и собачьи лица".

Антиподы - люди, которые ходят вниз головой. О них знал уже Косьма Индикополов (VI в.), автор знаменитой "Топографии". Нелепая выдумка? Но загадочная Terra Australia давно уже обрела конкретные географические очертания. Антиподы, как выяснилось, действительно живут на крайнем юге и взаправду ходят вниз головой по отношению к нам (если пробить прямую линию насквозь от Европы через центр земли, то другой ее конец выскочит из земли наружу где-нибудь в районе Австрало-Антарктического поднятия, то есть в чистом океане неподалеку от Австралии). Антиподы - не выдумка.

Песьеголовцев зажимают. Сведения о них современные ученые обыкновенно отвергают, руководствуясь при этом соображениями т.н. "здравого смысла". Например, многочисленные свидетельства путешественников опровергают ссылками на то, что-де, во-первых, никто песьеголовцев напрямую не видел. Во-вторых, существовала-де традиция, согласно которой где-то на окраинах мира песьеголовцы должны были жить, и ей слепо следовали. Исходя из этого, большую часть свидетельств географов следует признать не имеющей цены, так как все пишут отчасти с чужих слов и рисуют мир согласно чужому опыту. Логический тупик таких суждений в том, что они ограничивает сферу познания. Познаваемо то, что увидено, пощупано и потрогано. Но вовсе необязательно быть в Америке, чтобы знать, что она существует.

Американцы - это каннибалы с мордами собак. Такое их изображение уже было в ходу, когда еще и слова "американец" не было. Гравюра с индейцами-людоедами была впервые опубликована во "Введении к морской карте" (Страсбург, 1525) и быстро разошлась по всей Европе. Потом ее включили в немецкое издание писем Америго Веспуччи, и песьеголовцы Нового Света, открытые Колумбом, поехали по миру. Так, в 1550 году Пьер Десельер, французский картограф, располагал землю собакомордых людоедов где-то у новооткрытых берегов Канады. Но откуда они прибыли на самом деле?

До того как Колумб открыл Америку, весь мир выглядел иначе. Следуя карте, нарисованной Джервезом Тилбурским около 1234 года, песьеголовцы обитали на юге Африки, то есть там, где жили гиганты, троглодиты, люди с четырьмя глазами, племя не знающих огня, народ заклинателей змей, раса людей с верхней губой такой большой, что ее можно было использовать как зонтик от солнца и проч. На первый взгляд, вот сборище, в котором фантастические создания перемешаны с реальными. Но при внимательном анализе, однако, выясняется, что даже самые фантастические существа вполне реальны. Да, этнографам сегодня известен обычай искусственно увеличивать верхнюю губу, вставляя в нее растяжки, так что эта губа порою вырастает до необыкновенных размеров. На карте Генри Майнцского (1110 г.) песьеголовцы занимают совсем другое место: у Арктического океана. Сей зримый спор картографов о песьеголовцах, однако, разрешим, если предположить, что песьеголовцы жили и в Африке, и в Арктике.

Все то, что неизвестно, - ужасно. Европейское сознание отчуждало неведомые племена, представляя их в виде монстров. Так говорят те, кто не верит в песьеголовцев. Там, где древний писатель повествует о племенах малоизвестных, современный исследователь не отклоняет с порога известий об их обычаях, но подвергает проверке. И тут несправедливость очевидна: несмотря на то что существуют десятки письменных свидетельств, рисунков, карт, картин, изображающих людей с головами псов, их расценивают обычно как выдумку. "Фантастические существа" с "окраин мира" - вот отписка, которую обычно используют, чтобы сравнять песьеголовцев с землей. Тут логика такая: что бы средневековый картограф ни нарисовал за пределами Ойкумены, тому доверчивый средневековый человек и верил. Дескать, песьеголовцы - просто штамп, удобный, чтобы заполнить белые пятна. Однако в средневековье космограф повиновался традиции, письменнной и графической. Он не рисовал антиподов - жителями крайней Азии, а пигмеев - сибиряками.

Гог с Магогом, гипербореи и песьеголовцы жили рядом. Примерно там, где мы живем. Так было на средневековых картах. Надо сказать, что все карты эти крайне отличались от современных. Восток - вверху, а север - слева. На крайнем правом фланге - антиподы. Земля Туле где-то на север от Сарматии и на восток от Британии. На этих картах всю землю окружает океан.

Африка, Америка, Арктика. Вот там картографы обычно размещали песьеголовцев. При этом в Арктике, в Африке и в Канаде они выбрали побережье. В Америке Колумб открыл людей-собак на острове, и Марко Поло знал их как островитян. А в Африке они были сначала известны как обитатели принильской местности. Перемещения народов по воде были не редкостью в средневековье. Хрестоматийный пример - норманы: короли в Сицилии, короли в Британии. Они завоевали и Исландию, и полуостров Ньюфаундленд.

Люди с волчьими головами - несомненный факт искусства. На шведском острове Оланд была найдена бронзовая бляшка VI в., где изображены два воина. Один - с воловьими рогами и длинными ушами, другой - с волчьей пастью. Исследователи обычно предполагают, что первый одет в рогатый шлем, а второй носит наряд волка. Однако волчья голова плотно притерта к его плечам, ушки на макушке, хвост трубой. Нет никаких следов того, что это именно волчья маска, а не портрет человековолка. Занятие воинов - битва. Рогатый упал на правое колено, а волколак копьем, которое держит в левой руке, протыкает его правую пятку. Рогач, в свою очередь, бьет древком копья по правой ноге человековолка. Это копье он держит тоже в левой руке, а на второе копье - в правой - опирается, чтобы не упасть. Эту сложную и динамичную сцену рассматривают обычно как культовый танец, хотя поза для танца не очень удобна, да и волколак явно держит правую руку на рукояти своего меча с намерением выдернуть его из ножен. В славянском фольклоре, кстати, есть предания о борьбе волков с чертями.

Круглый камень с острова Мэн (VIII в.?) - другой пример из истории песьих голов. Два зверя стоят с двух сторон обок ирландского креста (филфота). Их изображение настолько стилизовано, что ясно лишь: морда - собачья или волчья, а нижняя часть - то ли человеческая, то ли животная. Возможно, их низ сформирован из языков пламени, и это огненные собаки, сторожа входа в подземный мир. Их пасти раскрыты, а сами они созданы из спиралей. Объяснить происхождение этих изображений так же сложно, как и происхождение волколака с Оланда. Эти два примера - лишь малая часть из огромного массива изображений такого рода. Создания с песьими и волчьими головами переполняют мировое искусство. Хрестоматийный пример - Анубис, египетский бог. Вытянутая морда, маленькие острые уши... Голова на ростовской иконе - одной породы с Анубисом.

Христофор был одним из самых популярных святых в Испании, и не только. Его изображали неоднократно. Шедевр Хусепе Риберы (1637 г.) хранится в музее Прадо: святой несет младенца Христа, малыш одной рукой придерживает глобус, а другой опирается на затылок святого, который повернулся лицом к Иисусу. Иероним Босх, которому ничего не стоило изображать самые странные существа, также рисовал Христофора с человеческой головой (ок.1480). Его изображения в католическом мире широко распространены: на медалях, камеях, реликвариях - и везде он изображен вполне человеком. На византийских и русских иконах Христофор собакоголов. Дело в том, что Христофор был родом из племени песьеголовцев. Так говорит его житие.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выставка. Коллективный симптом. Искусство в поле социальной чувственности

Выставка. Коллективный симптом. Искусство в поле социальной чувственности

0
461
В ИРРИ пройдет выставка "Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критик"

В ИРРИ пройдет выставка "Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критик"

  

0
822
В Музеях Московского Кремля открылась выставка "Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке"

В Музеях Московского Кремля открылась выставка "Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке"

Дарья Курдюкова

Запретный город в Москве

0
1027
Водил меня Серега…

Водил меня Серега…

Виктория Синдюкова

Филадельфийский миллионер запретил в завещании показывать свою коллекцию широкой публике

0
1159

Другие новости

Загрузка...
24smi.org