0
1630
Газета Культура Интернет-версия

26.04.2000 00:00:00

"Христос" воскрес

Тэги: Светланов, музыка


ИСКУССТВО маэстро Светланова самоценно само по себе и не зависит от того, где он и кем дирижирует. Недавнее освобождение Евгения Федоровича от обязанностей художественного руководителя ГАСО (см. "НГ" от 18.04.2000 г.) можно расценивать по-разному: и как удар родного коллектива и культурных властей по самолюбию художника (заметим в скобках, что, в общем-то, справедливый - наверное, нельзя было так запускать свой оркестр в пользу западных), но и как счастливое избавление от бремени организационной ответственности, как возможность предаваться лишь творческому вдохновению и играть с теми, кто этого хочет (и заслуживает). Прошла всего неделя с момента увольнения, а маэстро уже успел показать себя во всеоружии своего мудрого (хотя и немного усталого) мастерства не только за рубежом (рахманиновские "Колокола" в Стокгольме), но и в первопрестольной.

Еще год назад Евгений Федорович задумал показать русским людям раритет из раритетов - почти не исполняемую сегодня из-за своей монументальной неподъемности трехчасовую ораторию Ференца Листа "Христос" ("Сhristus"). И вот красивая идея стала реальностью. Накануне Вербного воскресенья в Большом зале консерватории состоялся Великопостный концерт, в котором впервые в России было исполнено самое грандиозное творение великого новатора европейской романтической музыки. Символичным (и подстать моменту даже каким-то библейским) было соотношение сил: опыт, знание, миссионерство и молодая неискушенность. Мэтр и ученики. Светланов впервые дирижировал Симфоническим оркестром Большого зала (создатель и руководитель - Леонид Николаев), иными словами, юношеским коллективом. Светлые молодые лица - это и Академия хорового искусства под руководством Виктора Попова, пустившаяся в величественное, хотя и рискованное плавание по бурному листовскому океану. У молодости достаточно проходящих недостатков, но есть и неоспоримые достоинства, например, творческое рвение и неакцентированность утилитарных притязаний. Они хотят, пусть и не все еще могут. Печальный опыт развала светлановского и других оркестров показывает, что с возрастом у музыкантов формула приобретает обратную проекцию - можем, но не хотим. Точнее сказать, не хотим играть просто так, для души, или за мизерные российские зарплаты. Увы, и такая метафизическая материя, как музыка, способна превращаться в ремесло, в средство существования. Молодежные коллективы всегда и интересны именно тем, что свободны от усталости и профессионального цинизма; игра для них - не акт зарабатывания денег, а удовольствие, сублимация профессионального честолюбия. Приятно работать, приятно слушать. Вдохновенная атмосфера, царившая в тот вечер в БЗК, во многом и была обусловлена всем тем, о чем говорилось выше.

Концерт задержался на 20 минут, и терпкое чувство ожидания чего-то значительного испытали, видимо, все очевидцы. При появлении Светланова зал в едином порыве встал, и это приветствие (как и редкая для БЗК финальная овация) очень дорогого стоит и очень о многом говорит. Светланов любим независимо от формы и возраста - и этим все сказано.

Расхожее представление о Листе - это знаменитый цикл Венгерских рапсодий, виртуозные фортепианные пьесы и транскрипции, концерты и программные симфонические поэмы. Из-за отсутствия в концертном обиходе его ораториальных опусов Лист пока еще не входит в сознание публики как значительный автор духовной музыки. Оратория "Христос", создававшаяся в течение десяти лет и законченная в 1866 году, свидетельствует о том, что это именно так. Пройдя свой путь до половины (почти по Данте), Лист был уверен, что время исполнительства для него завершается, с другой стороны, он ощущал неудовлетворенность и своим композиторским творчеством. Поиски идеала музыки будущего, ощущение общественного долга обратили его устремления в духовную сторону. "У меня осталась единственная амбиция в музыке - бросить свое копье в бесконечность будущего". И действительно, направление, начатое Листом, продолжили в своих ораториях Гуно, Массне, Сен-Санс и прежде всего Франк в "Искуплении" и "Заповедях блаженства" (заметим, все представители другой - французской культуры).

Важной ступенью на пути к созданию своей "музыкальной религии" стала для композитора оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862).

"Христос" занимает в творчестве Листа примерно такое же место, как "Мессия" у Генделя. Тема и состав исполнителей тождественны. Обе оратории повествуют о ключевых моментах биографии Спасителя: Рождество, Распятие, Воскресение. Но в отличие от Генделя, следовавшего определенным барочным схемам (чередование арий и хоров с речитативами и лишь изредка оркестровые эпизоды), Лист, отрицавший влияние каких бы то ни было канонов на свое творчество, отходит и от барокко, и от венской классики (образцовые оратории Гайдна), и от немецкого романтизма (духовная музыка Мендельсона и Шумана). Он создает свое, новое, не похожее ни на что. Его "Христос" находится за рамками обиходной церковной музыки (в отличие, скажем, от баховских Страстей) и не может быть присоединен ни к какому обряду, как, предположим, классические мессы. Несмотря на то что Лист использует восемь тем из григорианских хоралов с их квинтовым колоритом, его стиль слишком современный и смелый, чтобы церковь признала эту музыку своей. В то же время оратория сложна и для светского восприятия (особенно в первой своей половине), ибо требует некоторого интеллектуального усилия, накала всех чувств.

"Христос" написан на тексты Библии, католической литургии и латинских гимнов - выбирал их сам композитор. Первая часть - Рождественская оратория - открывается строгой фугой на тему хорала "Rorate coeli", после аскетичной пасторали и а"капельного Слова Ангела Господня (увы, не слишком уместным элементом показалось пронзительное колоратурное сопрано Галины Бойко) завершается двумя ярко изобразительными оркестровыми эпизодами: "Пастушеской игрой у яслей" (буколические фольклорные мотивы) и "Шествием волхвов" (мадьярский колорит, который сам Лист прокомментировал так:" Если Рубенс на своих библейских полотнах мог написать фламандцев, то и я наделил одного из моих волхвов закрученными усами"). Вторая часть - "После крещения" - начинается с эпизода из Матфея "Блаженны нищие духом", потом Молитва Господня "Отче наш" и Поставление храма. Кульминация - эпизод под названием "Чудо", подавляющая воображение картина бури на озере Геннесарет. Переходом к третьей, заключительной части - "Страсти и Воскресение" - служит торжественно-триумфальная Осанна (Вход Господень в Иерусалим) с солирующим альтом (любимица Светланова и участница многих его последних проектов, сочное русское меццо Ольга Александрова пела по-оперному крупно и картинно). Предчувствие мук Христовых выражено в Молении о чаше - это исповедальное, полное тихой боли соло баритона чем-то перекликается с лейтмотивами страданий грешного хранителя чаши Грааля, короля Амфортаса в вагнеровском "Парсифале" (несколько другие муки - технического порядка - испытывал филармонический вокалист Дмитрий Трапезников, скрипевший и киксовавший чуть ли не на всех высоких нотах).

Самое ошеломляющее впечатление производит "Stabat Mater dolorosa" - большая самостоятельная кантата на канонический текст Якопо да Тоди (или, по некоторым источникам, св. Бонавентуры), в которой участвуют четыре солиста. Уникальная находка Листа - в цитировании последовательности аккордов из "Stabat Mater" "строгого итальянца" Палестрины (эту последовательность тональностей Вагнер считал сакральной для музыки XIX века). Мелодические красоты, сила и величие этой музыки стали для москвичей редким по нынешним временам откровением, и даже традиционный в отечественном ораториальном исполнительстве вокальный разнобой солистов не помешал чуду свершиться.

Оратория "Христос" - музыка не для ежедневного потребления. Судя по всему, это понимал и сам Лист. После завершения партитуры он писал: "Для меня не имеет значения, когда и где ее услышат. Моя творческая задача - создание произведения, а того, что оно уже существует, для меня вполне достаточно..." Теперь "Христос" существует и в нашей душе. Спасибо Светланову.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
845
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1130
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
890
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
730

Другие новости