0
1253
Газета Культура Интернет-версия

15.12.2001 00:00:00

Архитекторам снится травка

Тэги: премия, союз, архитекторы


"Дедал? Да в гробу я его видал". Это еще самое мягкое из всего, что архитекторы говорили в кулуарах фестиваля "Зодчество" по поводу новой главной национальной премии - "Хрустального Дедала". Интрига действительно не задалась. Слишком комичны были амбиции устроителей: поставить премию в ряд с "Никой", "Овацией", ТЭФИ, а зодчего соответственно приравнять к звездам шоу-бизнеса. Обидного в том нет ничего, но для начала нужно хоть маленькое бильбао построить. А то тут звонит приятель-журналист и спрашивает, не порекомендую ли я, мол, кого из архитекторов для интервью, ну, например, того, что "Алые паруса" проектировал...

Премия московского Союза архитекторов "Золотое сечение" таких странных задач себе никогда не ставила. Но с самого своего рождения была не только реальным гамбургским счетом, но и форпостом борьбы с "московским стилем". А в рамках цеха - где все, в общем-то, по одним кабинетам ходят, с одними и теми же чиновниками общаются да заказчиками делятся - это дорогого стоило.

Последний год, правда, принято говорить, что "московский стиль" умер, что в моде теперь неоконструктивизм, а последнюю "Арх-Москву" окрестили "съездом победителей" - неомодернистов значит. Нормальный москвич, конечно, не очень понимает, о чем речь, - хотя бы потому, что видит-то он все те же башенки да колонны: будь то новый комплекс у Курского вокзала, банк на углу Лесной и Новослободской, башня на Тверской-Ямской или "донстроевская" дребедень. Так что рваться за "никами" архитекторам еще действительно рано, а вот тихую селекционную работу вести надо - что "Сечение" и делает.

Правда, чем дальше, тем очевиднее становится ущербность структуры конкурса: каждый год проходит полуфинал, раз в два года объявляются чемпионы. В результате героями оказываются дома, построенные год-два назад. Архитектура, конечно, искусство "медленное", а зодчим и сама идея соревновательности кажется надуманной, но вот критик оказывается в тупике: потому как обо всех нынешних победителях он уже не раз писал. Остается разве что гордиться собственной прозорливостью да ссылаться на соответствующие номера газет. Это, конечно, "его проблемы", но в ситуации, когда москвичу все ж таки интересно, "чего там с архитектурой", а зодчему - "как нам это понравится", стоило бы задуматься о переходе на ежегодную систему.

А кроме того, становится очевидно, что два года - это много. Что у нас уже достаточно хороших проектов и построек, чтобы не скупиться на премии. Так, например, в этот раз в номинации "лучший проект" столкнулись вещи абсолютно равнодостойные: гостиница в горно-лыжном комплексе (Наталия Сидорова, Борис Стучебрюков, Борис Левянт), гараж-паркинг на 9-й Парковой (Николай Лызлов, Ольга Каверина), жилой комплекс "Динаода" (Сергей Киселев, Сергей Скуратов). Победил же Александр Асадов с теннисным центром в Кунцево - который, кстати, уже практически построен, и этой своей победой практически лишается шанса на будущее "Сечение" в номинации "реализация".

Похожая история была и с Владимиром Плоткиным, "круглый дом" которого победил в прошлом "Сечении" по разделу "проекты", будучи уже построен. В этом же году Плоткин взял-таки главное "Сечение" - за "лучшую постройку", каковой стал жилой комплекс в проезде Загорского. Две таких весомых победы подряд недвусмысленно свидетельствуют о том, что в московской архитектуре утвердился новый лидер. Впрочем, и "Остоженка" - бесспорный чемпион прошлых лет - сделала выстрел меткий. Выставив всего одну вещь - жилой комплекс в Зачатьевском переулке (таунхауз в центре, что довольно смело), - победила в номинации "лучший проект градостроительного комплекса".

А вот молодым наград не дали: "прокатили" и Веру Бутко с Антоном Надточим (загородный дом в номинации "лучший проект реконструкции"), и Данилу Лоренца с Константином Ходневым (торговый комплекс на Горьковском шоссе), и Михаила Бархина с проектом клуба "Грибоедов" в Питере. С другой стороны, приятно, что в "Сечении" нет показной совковой заботы о молодежи (каковая наличествовала в "Зодчестве"): тут все по-честному, а конкуренты действительно мощные. Обидно было и за команду Сергея Киселева: вышли они в финал с шестью вещами (больше всех), а не получили ничего. Впрочем, и в этом можно разглядеть попытку поощрять не "высокий общий уровень", а "прорывы".

Каковым, кстати, без сомнения, является мемориальный комплекс "Катынь", сделанный мастерской Михаила Хазанова (приз в номинации "лучший ландшафтный объект"): никаких истуканов с мечами, а только земля и трава. Учитывая то, что и асадовский центр максимально закопан в землю, а на крыше у него должна быть травка, становится ясен рецепт: ближе к земле, товарищи. Модная во всем мире эко-архитектура начинает победное шествие по России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
348
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
261
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2017
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1547

Другие новости