0
1633
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2001 00:00:00

Ханука и героика

Тэги: оркестр, оратория, гендель


Импозантная трехчасовая партитура Георга Фридриха Генделя, перешедшего в 1726 году в английское подданство, - роскошный след известного сюжета, где в главной роли была Мария Стюарт. Во время большой войны с католиками-шотландцами известный лондонский автор Гендель призвал в союзники ветхозаветных иудеев и выступил с героической ораторией. Старая история о фантастически успешном сопротивлении и чуде - ханукальных огнях, горевших все восемь дней вместо ожидавшегося одного, - проиллюстрирована тягучей, вязкой, непредсказуемо идущей и ослепительно театральной барочной формой.

"Иуда Маккавей" медленно и пышно сияет где-то между населенным иллюзиями театром, молитвенным ритуалом, парадным шествием и влюбленной в сильную сюжетику историей.

В Концертном зале Чайковского, в присутствии главного раввина Москвы Адольфа Шаевича, бывшего посла России в Израиле Александра Бовина и с беспрецедентными мерами безопасности (даже курить в антракте предлагалось, не выходя за пределы прилегающих фойе) ораторией "Иуда Маккавей" праздновали Хануку. Светский ритуал, выполненный силами оркестра Александра Рудина Musica Viva, Саратовского губернского театра хоровой музыки и солистов во главе с Хиблой Герзмавой, был и содержательным, и музыкально элегантным.

Что касается содержания, оно без слов понятно, к тому же подано лаконично и с тактом ("Желаю всем, чтоб сила духа никогда не иссякла", - говорил по-шагаловски выглядящий Шаевич). Что до второго, то мерное звучание "Иуды Маккавея", в пандан к живописно выделанному жанру, было героическим и по смыслу, и на вид.

Рудину при всей его нелюбви к внешне экспрессивным жестам и движениям вообще иногда свойственна героика - своего рода непозерская героика упрямого, отмеченного художественным вкусом, интеллектуально сдержанного культуртрегерства. В его оркестровых сезонах нетривиальные репертуарные раритеты выскакивают неудержимо, как шарики для пинг-понга изо рта фокусника. Не всегда божественно сыгранные, они тем не менее с каким-то необычайным упрямством идут своим чередом.

Кажется, берясь за партитуру - столь громадную, стилистически изощренную, трудную, требующую музыкантской просвещенности и виртуозности от оркестра, хоров и солистов, Рудин словно смиренно зажигает тот самый - первый - ханукальный огонек и знает: на то, чтоб он горел столько, сколько нужно, масла в нем все равно не хватит. Больше того - он, видимо, прекрасно представляет себе степень вероятности чудесного спасения.

"Иуда Маккавей" (впервые исполнен в Москве в оригинальном звучании, то есть на английском языке) был сыгран одним из самых активных русских камерных оркестров - не блиставшим качеством звучания и фразировки, хотя и не лишенным всяческого старания. Саратовским хором, не искушенным в барочной генделевской стилистике, который тоже крайне тщательно все выучил. Еще - слишком пестрым составом солистов. И дирижером, кажется, трезво рассудившим, что в данном случае гораздо эффективнее предпочесть точную разметку общего ракурса, нежели взыскивать деталей.

Так и вышло, что неповторимо строгий и шикарный, обаятельный и артистичный генделевский стиль заходил сюда как-то боком и не предупреждая об уходе - то на две трети увертюры, то на несколько минут центральных хоров. Неопределенно выспреннее пение Алексея Мочалова перемежалось традиционно удобным, культурным вокалом Марата Галиахметова и детским и трогательным - Анастасии Талдыкиной. А красивое, густое, слишком тяжелое для изощренного барокко меццо Ирины Ромишевской контрастировало с виртуозным, но мало знающим про тот же самый стиль сопрано Хиблы Герзмавы. Она выглядела на голову выше других, но Гендель, спетый по-россиниевски, даже в ансамбле с взявшим в руки виолончель Рудиным - это все же чудно как-то.

И тем не менее исполнители справились с масштабами сиятельной партитуры - не прибегая к помощи забористых фортиссимо, театрализованных эффектов и крупных купюр. (Совсем недавно от другой генделевской оратории остались только чтец и светский гром события.)

Здесь масла хватило почти ровно настолько, насколько предполагалось. "Маккавей" был медленно и с вниманием изложен. Выложен, как подручными камешками, трепетная дачная дорожка. Выпестован, как приношение. Большое, но скромное (не калач).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
672
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
1078
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1655
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
1174

Другие новости