0
1086
Газета Культура Интернет-версия

08.08.2007 00:00:00

Почему у Бергмана нет фанатов

Тэги: бергман, гарри поттер, ионин


Когда видишь, как люди рыдают от счастья при виде Аллы Пугачевой или трясутся от нетерпения, стоя ночью в очереди за «Гарри Поттером», подозреваешь, что мир сошел с ума. Массовый психоз вокруг сомнительных произведений культуры – это требование времени? Или результат опустошения мозгов? О месте массовой культуры в сегодняшней жизни, о сотворении новых кумиров обозреватель «НГ» беседует с социологом культуры, профессором Высшей школы экономики, автором книг по социологии культуры Леонидом Иониным.

– Леонид Григорьевич, когда я смотрела по телевизору в новостях о том, как ночью раскупали «Гарри Поттера», я вдруг почувствовала, что мне страшно. Это же натуральная вакханалия, фанатизм, не имеющий отношения к культуре. При этом я нигде не встречала фанатов Достоевского или Бергмана. Это вас не пугает?

– Пугает, наверное, так же как и вас. Но одно дело – возмущаться и негодовать, а другое – объяснять. Социолог должен объяснять. Но прежде чем объяснить явление, его надо, конечно, описать. Я вообще считаю, что постижение социальных явлений в мире, где мы живем, проходит три ступени. Сначала эмоциональное восприятие – восторг или негодование, возмущение. Потом вторая ступень – описание. Надо перестать возмущаться (или, наоборот, восторгаться) и посмотреть – а что на самом деле происходит, посмотреть со всех сторон и попробовать точно описать, причем описать так, чтобы по возможности это сочеталось с научными категориями. И третья ступень – объяснить, почему все это происходит. Если быть на первом уровне, то да, меня это пугает. Но ведь в этом безумии есть своя логика, причем логика не идейная или духовная или не только идейная или духовная, а вполне материальная. Вы ведь отлично знаете, что есть книжный бизнес. И что для книгоиздателя такая ситуация, как массовый психоз, – просто находка. Она гарантирует тиражи и сверхдоходы. Не надо искать новых интересных авторов, не надо издавать рискованные в смысле бизнеса «умные» книги, балансируя на грани рентабельности, не надо воспитывать в читателе вкус, рискуя доходами.

– Получается, что дурной вкус нам прививают как раз те, кто вроде должен бы вести нас к прекрасному...

– Конечно. Достаточно «шлепать» тиражи – десятки за десятками и даже сотни тысяч, пополняя собственную кассу и одновременно удовлетворяя читателя. При этом не делается ничего противообщественного или аморального. Вовсе наоборот. Издатель чувствует глубокое удовлетворение и свою социальную нужность. Хотя на самом деле он при этом сам развивает и формирует этот массовый психоз. Начинают считать дни до выхода книги, как до начала эпохального события. «До выхода новой книги о Гарри Поттере осталось четыре┘ три┘ два┘ дня!». «В день выхода книги магазин работает круглосуточно!» «Читательница из Бразилии прочла новую книгу за тридцать пять минут!» Кто-то где-то перевел ее чуть ли не за 20 минут┘ И так далее. Все это в общем-то – известные и испытанные рекламные стратегии. Но, попадая на благодатную почву уже существующего реального интереса, они переводят этот интерес на уровень массового психоза.

– Но ведь это все равно что подсовывать фетишисту все новые и новые любимые им вещички с любимым запахом. Или – еще хуже – наркоману любимые вещества. А это уже не безобидно.

– Причем вред этот очень разнообразен. Прежде всего это ведет к резкому падению литературного вкуса. Ведь «Гарри Поттер» – очень слабое сочинение, крайне многословное. По крайней мере половина каждой из книг – бессмысленная и совершенно неинформативная словесная жвачка, иногда с примитивной дидактикой в смысле воспитания политкорректности, например. Но ведь это воспринимается и читается. Я думаю, что здесь налицо великолепное совпадение со вкусами толпы. Это ведь детская книга. До сих пор ошибка писателей состояла в том, что они писали детские книги для детей, приспосабливаясь тематически, лексически и т.д. к детской аудитории. А взрослые книги писались для взрослых. Там тоньше язык, серьезнее проблемы, глубже психология, сложнее конфликты. А Роулинг взяла вдруг и написала детскую книгу для взрослых. Она сама, я думаю, даже не предполагала, что так получится. Но оказалось, что толпа – это и есть ребенок. И массовый индивид – это ребенок. И именно детские книжки ей и нужны. Но не просто детские, а во взрослом антураже. Я имею в виду – толстые книги. Ведь детские книги толстыми не бывают. А «Гарри Поттер» – это толстая детская книга, которая воспринята толпой как взрослая. И воспринята с величайшим энтузиазмом. Толпа наконец-то получила то, что ей по вкусу и по плечу.

– Значит, толпа нашла себе кумира, который отвечает ее вкусам и представлениям о мире?

– Это так. Но есть здесь и вторая сторона. Это книга про магию. Наука вроде бы давно уже доказала несостоятельность магии и свела ее к ошибкам и суевериям. На самом деле магия никуда не делась и не умерла. Я не один раз писал – и в серьезных, научных статьях и книгах, – что наша эпоха есть эпоха возрождения магии. Наши средства овладения миром и жизнью в мире все более и более приобретают ритуальный характер. Мы не можем рационально объяснить, как получается, что, нажав какую-то кнопку, мы получаем определенный результат (ну хотя бы начинаем разговаривать с человеком, находящимся за тысячу километров от нас). Просто и рационально – законами природы это не объяснить. По законам природы мы не можем слышать друг друга. А те, кто знает, как это происходит, – они и есть маги. То есть отношение толпы к науке – магическое отношение. Роулинг назвала вещи своими именами. Мы живем в магическом мире. И толпа вздохнула облегченно: слава богу! Можно не мучиться и не трудиться над преодолением собственной безграмотности, собственного несовершенства, собственного незнания. Все просто. Есть магия, и что бы ни случилось – это результат магических материй, над чем мы не властны. Это освобождает от бремени познания и понимания. Жизнь становится уютной, легкой и нескучной.

– Итак, делаем вывод, что огромная часть наших современников – дети по уму и носители магического мировоззрения?

– А что, это для вас новость?

– Если вдуматься, то, наверное, не новость. Но тогда, если называть вещи своими именами, мы присутствуем при духовном геноциде?

– Нет, я думаю, можно говорить лишь о приспособлении – более или менее успешном – власти и бизнеса к духовному уровню и духовным потребностям соотечественников. Да и сами они – люди в этих сферах – далеко ли они ушли от уровня подавляющего большинства населения? Разумеется, у них более развиты некоторые специфические способности, характерные для их сферы деятельности, но общие представления о мире и жизни выработаны той же самой духовной средой и в принципе не отличаются от представлений большинства населения. А если взять ученых, то и в этой среде то же самое. Можно быть ребенком по уму и верить в магию и при этом заниматься разработкой фантастических современных технологий.

– Что же – нормальной культуре не выжить?

– «Высокая» культура может выжить, только став массовой, то есть когда формируется и рекламируется как массовая культура – когда оперы исполняются на стадионах и рекламируются по типу Гарри Поттера. И это ведь так и происходит. Примеров множество: Паваротти, Спиваков и другие. Это в музыке. А в кино – повальная экранизация классики на телевидении. Но здесь начинается парадокс. Вы вот сказали сначала, что нет фанатов Бергмана или Достоевского. Но если бы они были, вы бы, наверное, отвернулись от Бергмана и Достоевского. И уж наверняка это были бы не тот Бергман и не тот Достоевский, которых мы знаем и любим сейчас. Масса создает массовую культуру, предаваясь ей, и высокую культуру, отворачиваясь от нее. Поэтому, как Западу и Востоку, им не сойтись.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1587
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
780
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4012
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3108

Другие новости