0
2734
Газета Культура Печатная версия

22.04.2010

Не проще флейты

Тэги: театр, премьера, гамлет


театр, премьера, гамлет Нервное возбуждение Гамлета (Дмитрий Лысенков).
Фото Виктора Сенцова

«Гамлет» Валерия Фокина, пользующийся сразу пятью разными переводами, идет без антракта час сорок. И это – не единственная радость для публики.

Если главный вопрос, который задают в театре, по-прежнему: «Чем будем удивлять?» (говорят, так регулярно обращался к труппе советский режиссер Алексей Дикий), то ответ Валерия Фокина мог бы занять немало времени. Примерно столько, сколько идет его новый «Гамлет». Начиная с декорации (сценография Александра Боровского, художник по свету – Дамир Исмагилов): это, в общем, обычная временная конструкция, амфитеатр, железные перекладины и прочие крепления, деревянные лавки. Амфитеатр, повернутый к залу Александринского театра «спиной», неподвижен на всем протяжении спектакля. Актеры, вполне возможно, обижены на постановщика: лица тех, кто оказывается по ту сторону рампы, почти не видны или не видны вовсе. Чтобы показаться, надо спуститься по лестнице через небольшой центральный проем на авансцену; для игры оставлен даже не пятачок – узкая полоска...

Спектакль начинается с того, что по этой самой лестнице спускаются две милые девушки, вооруженные поводками. На поводках – овчарки. Ну, правильно: ждут короля. Принц Гамлет не выходит – его проносят через зал на сцену, там раздевают, окатывают водой, одевают и выводят, поддерживая с двух сторон крепкими плечами товарищей. Буквально – подставляют плечо.

– Как принц? – спрашивает Полоний (Виктор Смирнов).

– Спит, – с некоторой иронией отвечает то ли Розенкранц, то ли Гильденстерн (их и король путает). – И видит сны!..

Фокин пользуется сразу несколькими переводами – пригодился и Николай Полевой, современник Пушкина, и Пастернак, но публика чаще откликалась на «драматургическую адаптацию Вадима Леванова». «... или ошибочно считая, что у нас в стране бардак и хаос» – это о Фортинбрасе.

В энергичном спектакле Александринского театра нет Призрака, вообще – много чего нет, если сравнивать сценический текст с более или менее известным всем «Гамлетом» Шекспира (вернее сказать, некоторым еще известный, поскольку в зале было немало молодежи, живо реагировавшей и на, казалось бы, хрестоматийные повороты сюжета). Но Фокин сохраняет давно потерянную в спектаклях по этой трагедии интригу, волнение, даже саспенс.

Призрак – всего лишь шутка, игра, затеянная Гильденстерном и Розенкранцем, вероятно, по просьбе матери, Гертруды (Марина Игнатова). Здешний Клавдий (Андрей Шимко) вряд ли мог совершить убийство – вообще, в принципе. Двигатель событий – мать, и, оставаясь с сыном наедине, она и не думает раскаиваться. Все сделанное – правильно. Полоний, Офелия (Янина Лакоба)... – черт с ними.

Гамлет, каким его играет Дмитрий Лысенков, – нервный, все время на грани истерики, – конечно, не годится на роль преемника. Поэтому, наверное, Гертруда выбрала Клавдия. Он надежнее, предсказуемее.

До сих пор мало кто задумывался, что все происходящее в трагедии волнует лишь ближний круг. А где же народ?

У Шекспира «Гамлет» – придворная, а не народная драма. Тем не менее Фокин заполняет сцену вельможами, дамами, офицерами, солдатами... Вот он, народ, только он равнодушен к происходящему наверху. Там убивают? – пусть убивают. Задаются вопросом: «Ту би о нот ту би?» – тем более не заметят. Фокин разыгрывает трагедию бессмысленного страдания, ни за что... Не помню, кто сказал, правда, не о Гамлете – о Жанне д`Арк: как важно вовремя расслышать зов небес и как страшно ошибиться, приняв за зов небес совсем другой голос... Во многом об этом – спектакль Фокина, в центре которого замечательный актер в роли Гамлета, голос которого, как и всех других, захлебнется и утонет в бравурных, хотя и «заикающихся» и топчущихся на месте звуках непобедного марша.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Владимир Урин: «В театре не бывает «достиг я высшей власти»

Владимир Урин: «В театре не бывает «достиг я высшей власти»

Марина Гайкович

Генеральный директор Большого театра о чутье на таланты, новых проектах и вере в традиции

0
2749
Пикник во дворе

Пикник во дворе

Людмила Вязмитинова

В Музее А.Н. Толстого читали стихи и говорили о литпроцессе

0
336
Comic-Con 2016: Создатели сериалов обещают еще больше новых премьер [+ ВИДЕО]

Comic-Con 2016: Создатели сериалов обещают еще больше новых премьер [+ ВИДЕО]

НГ-Online

В рамках фестиваля прошли показы трейлеров к известным и новым сериалам

0
1758
Петер Штайн пересказал Гете для детсадовцев

Петер Штайн пересказал Гете для детсадовцев

Марина Гайкович

Премьера «Осуждения Фауста» Берлиоза в Большом театре

0
1710

Другие новости

24smi.org