Законопроект Минюста предполагает цифровизацию суда присяжных и укрепление дисциплины в нем. Фото РИА Новости
В Минюсте планируют усовершенствовать процедуру отбора присяжных. Ее предполагается по-современному цифровизировать, но одновременно разрешить набирать в коллегии граждан в возрасте до 70 лет, а не 65. То есть государство надеется призывать в заседатели больше пенсионеров, видимо, полагая, что у тех нет проблем со свободным временем, да и финансовый вопрос для них не такой уже и острый. Потому что у активных слоев населения работа «народным судьей» не очень популярна во многом как раз из-за малопривлекательной оплаты этого не самого легкого труда.
Предельный возраст для присяжных могут поднять с 65 до 70 лет. Об этом говорится в законопроекте, который Минюст России разместил на правительственном портале для обсуждения нормативных актов. Причина появления данной инициативы вполне понятна: многие регионы постоянно жалуются, что граждане отказываются от участия в коллегиях заседателей.
Из-за этого их редко когда удается сформировать с первого раза, а выбытие хотя бы одного присяжного часто просто блокирует тот или иной судебный процесс. Фундаментальное основание такой ситуации, на что уже неоднократно указывали, – это реализация в стране своего рода «призывной системы» вызова кандидатов в «народные судьи». Это когда отсутствует малейшая возможность учитывать мнение конкретного человека на тот счет, в какой период времени ему было бы удобнее участвовать в заседаниях. И поэтому многие работающие россияне просто не могут позволить себе явиться в суд по первому вызову, отложив моментально свои дела.
Расчет властей на то, что у пенсионеров будет больше свободного времени, Минюст полностью подтверждает в пояснительной записке: «Люди старшего возраста активнее соглашаются принимать участие в судебных заседаниях». Между тем само государство уже давно критикуют за то, что оно почти ничего не делает для повышения авторитета правосудия с участием присяжных, не укрепляет их престиж, а наоборот, зачастую подрывает теми же постоянными отменами оправдательных вердиктов. И конечно, членам коллегий заседателей практически не увеличивают размер вознаграждения за их нелегкий труд.
Показательно, правда, что кое-какие средства на модернизацию суда присяжных в бюджете, видимо, все-таки имеются. Ведь одновременно Минюст предлагает провести современную цифровизацию – например, составлять электронные списки кандидатов и участников коллегий и в таком же виде обмениваться ими между различными госструктурами. А еще планируется публиковать все эти списки не только в муниципальных СМИ, но и на сайтах органов местного самоуправления. Как сообщается, это «упростит процедуру отбора присяжных и сделает ее более доступной».
Управляющий партнер адвокатского бюро «Карпов, Тараборин и партнеры» Дмитрий Тараборин сказал «НГ», что поправки, по сути, носят технический характер и «мало отразятся на работе судов». Единственный момент, заслуживающий внимания, – это повышение возрастного ценза. «Это действительно ускорит формирование коллегий, хотя, правда, и незначительно», – отметил он.
Как пояснил советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Сергей Насонов, который специализируется на защите в суде присяжных, поскольку законопроект направлен на оптимизацию процедуры составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные, то он в полной мере соответствует интересам защиты. «Сегодня, для того чтобы найти список кандидатов в присяжные, опубликованный в СМИ, адвокату приходится тратить много времени. А иногда найти вообще не удается», – подчеркнул он. Насонов согласен и с нормой о праве муниципальных образований передавать списки в суды также в электронном виде, что, мол, исключит пустые задержки с формированием коллегий. Конечно, напомнил он «НГ», тут следует еще подумать над способом верификации подобных документов, но это в целом решаемая техническая задача.
По мнению советника ФПА, вряд ли можно не согласиться и с увеличением предельного возраста для кандидата в присяжные: если таковой способен выдержать длительные заседания, то никаких проблем. В любом случае все это будет выясняться на этапе формирования коллегии. Однако Насонов считает, что поправки Минюста вряд ли кардинально разрешат ситуацию с традиционно низкой явкой граждан, попавших в предварительные списки заседателей. Поскольку данная проблема имеет комплексный характер, то и решаться она должна с помощью системы мер. В частности, через замену «призывной системы» вызова кандидатов на сессионную, как в большинстве стран мира. И обязательно через расширение льгот и гарантий присяжным заседателям.
Адвокат адвокатского бюро «Сословие» Юлия Стрелкова считает, что публикация списков на сайте муниципальных образований – это бесспорно позитивная идея. Такой способ действительно ускорит процедуру проверки явившихся на отбор кандидатов. Что же касается увеличения возрастной планки, то этот момент ей видится спорным. Как из-за отсутствия должного обоснования, так и неверной расстановки приоритетов: «С одной стороны, учитывая действующие правила пребывания на различных госдолжностях, было бы странным отказывать людям в возрасте 65–70 лет в возможности отправлять правосудие. С другой стороны, любое изменение закона должно базироваться на данных исследований, например, социологических, однако пояснительная записка ничего такого не содержит».
Но куда более сомнительно выглядит сам посыл законопроекта: мол, не будем пытаться сделать для граждан участие в судах в качестве присяжных более привлекательным, а попробуем решить проблему явки наименее затратным путем. «К сожалению, этот путь неверный, для развития суда присяжных требуются иные меры, привлекающие к отправлению правосудия и молодое трудоспособное население. Это и информирование о важности этого гражданского долга, и увеличение выплат, и, возможно, введение налоговых поощрений», – подчеркнула Стрелкова. К тому же проблемы с формированием коллегий нуждаются в изучении с учетом региональной специфики: «По моему опыту, в Москве в качестве присяжных можно увидеть представителей всех возрастных категорий. Сложно сказать, что в коллегиях преобладают именно люди старшего возраста. Среди тех, кто принимает участие в процессах, скорее больше представителей бизнеса, скажем, руководителей подразделений в частных компаниях. То есть тех, кто может позволить себе не присутствовать в офисе ежедневно».
Адвокат Нарине Айрапетян подтвердила «НГ», что, несмотря на существование различных компенсационных механизмов для восполнения затраченного на правосудие времени, граждане соглашаются на роль присяжного заседателя довольно редко. «Молодое и средневозрастное население действительно живет в режиме нон-стоп, выделить время на выполнение этого гражданского долга достаточно сложно. Категория неработающих пенсионеров более свободна в этом плане», – сказала она. Поэтому, возможно, с этой точки зрения повышение возраста и оправданно. Однако есть опасения, что это может привести в том числе к еще большей тенденциозности составов присяжных. «И если они очевидно «повзрослеют», то хотелось бы, чтобы это не влияло на объективность, беспристрастность и справедливый подход к судейству», – подчеркнула Айрапетян.