0
1038
Газета Культура Интернет-версия

22.07.2010 00:00:00

Время пионеров прошло

Тэги: дети, театр


дети, театр

Руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий ИСААКЯН был назначен на аналогичную должность в Детском музыкальном театре имени Н.И.Сац. О своих впечатлениях и планах новый директор и худрук рассказал корреспонденту «НГ» Марине ГАЙКОВИЧ.

– Георгий, было ли для вас неожиданным предложение Министерства культуры и что повлияло на ваше положительное решение?

– Предложения такого рода – всегда неожиданность: переход из театра в театр в России – событие редкое. Это, мне кажется, составляет большую проблему российского театрального пространства: режиссер пожизненно прикован к театру. Система ротации руководителей, принятая в Европе, более логична. К тому же людей из провинции нечасто приглашают возглавлять московские театры. Это замкнутая система, в которую практически извне не попадают.

Театр Сац – уникальный нишевый театр. Я понимаю, что в меня уже летят стрелы типа «что он понимает в детском театре» и будут лететь. Я думаю, те детские спектакли, что я делал в своей жизни, не хуже других моих спектаклей. Что повлияло на мое решение? Я 20 лет принадлежал одному из лучших театров страны, последние 10 лет его возглавлял. Я отказывался от предложений переходить в другие театры, потому что ощущал, что у меня и так есть возможность делать абсолютно невероятные вещи. Но предложение министерства – это качественно новый вызов, новый формат для меня, большой проект. Искусство должно занимать агрессивную позицию по отношению к социуму. Долго оно задвигалось в маргинальную сферу, ведь люди, которые занимаются академическим искусством сегодня, – маргиналы, уроды, неудачники. Дальше отступать уже некуда. Театр Сац – предложение, соответствующее сегодняшним вызовам, – это воспитание нового поколения зрителей, позиционирование театра как центра искусства, образования... Я всегда ищу проблемы на свою голову, а здесь прекрасная проблема меня нашла.

– То есть вы совсем из Перми уходите?

– По договоренности с министром культуры Пермского края Борисом Мильграмом мне пока разрешено остаться в качестве главного режиссера театра. Я не имею права совмещать руководящие должности, но творческие – могу. Мне бы хотелось довести ближайшие проекты – Дягилевский фестиваль, премьеры сезона. У нас нет традиции правильного плавного интеллигентного перехода одного руководителя к другому ни на уровне страны, ни города, ни театров. Мы каждый раз все уничтожаем и начинаем снова. Я постараюсь продемонстрировать правильный подход к этой ситуации: человек, который придет, должен от меня услышать и получить из рук в руки всё. Год форы у меня есть, я каждые три дня летаю в Пермь, решаю вопросы на правах консультанта. Сейчас разрываюсь между тремя театрами: ставлю в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу Верди «Сила судьбы» – контракт подписан год назад, когда никто не предполагал такого развития событий.

– А в Перми уже назначили директора?

– Пока нет. Думаю, что будет схема директор плюс худруки коллективов. Театр ожидает реконструкция. Нужен человек, понимающий в этой сфере, потому что в творческом смысле театр на подъеме. Там замечательный молодой главный балетмейстер Алексей Мирошниченко, главный и приглашенный дирижеры – Валерий Платонов, Александр Анисимов – оба лауреаты «Золотой маски». Мои выпускники режиссерского курса ГИТИСа тоже имеют возможность ставить спектакли в Перми. Там нет вакуума.

– Вы с такими горящими глазами рассказываете про Театр Сац, неужели вам не страшно начинать все с нуля, да и театр не в лучшей форме?

– Глаза боятся, руки делают. Я прошел все это в Перми. В 90-е годы театр находился в состоянии разрухи, балетная труппа еле-еле сохранилась, все ведущие танцовщики уехали за границу, люди месяцами не получали зарплату. Я люблю решать неразрешимые задачи. Когда мы затевали «Один день Ивана Денисовича», нам все говорили: «Солженицын на оперной сцене – у вас с головой все в порядке?» Сейчас говорят: а почему не поставить? Театр Сац был придуман гениальной женщиной, но это было в 20-е годы прошлого века. Эта великая идея не может функционировать в том пионерском понимании, которое пытаются сегодня навязать детскому театру. Общество стало агрессивным, злым по отношению к ребенку. Да, в советское время оно было фальшивым, но там не было детской проституции, наркотиков в школах. А мы будем ребенку рассказывать, что мир прекрасен и волшебен? Нет. Добро пожаловать в ад! Вопрос не в том, что надо делать театр детских ужасов, а в том, что ребенок всегда требует уважительного разговора. Есть постулат «Детям – всё самое лучшее», а при этом центральный детский театр в разрухе. Я не верю в рассказы «нам не давали». Значит, плохо просили.

– Поделитесь вашими впечатлениями от театра.

– Я видел два спектакля. На закрытии сезона я сказал коллективу, что никаких планов и проектов объявлять не буду, потому что не имею на это права и должен сначала увидеть творческое состояние труппы – оперной, балетной, оркестра, и понять, что на вырост, а что немедленно. Сейчас, когда у творческого коллектива отпуск, я пытаюсь разобраться в финансах, состоянии здания, технологиях. Оборудование сцены, пульты управления как были смонтированы в 1979 году, так и остались.

Пустующие фойе должны превратиться в площадку для интерактивного общения театра, музыки, хореографии с теми, кто туда приходит. Сейчас театр похож на гигантский пустующий дворец. А ведь в нем заложены некие смыслы, которые не проявлены. Наступило время возрождения смыслов.

Я недавно видел в Вене невероятный детский спектакль, причем для детей трех-четырех лет, на музыку Джона Кейджа. Там такая ржачка стояла, там дети так веселились! Или недавно в Ковент-Гарден я был на «Лисичке-плутовке». Зал – битком, а там три тысячи мест! В Вашингтонской опере идут спектакли, рассчитанные на этнические группы. А мы до сих пор живем с представлением, что у нас мононациональная страна.

– Какой будет репертуар?

– Существует круг классических сочинений предыдущих веков, которые должны присутствовать как часть базового образования. Но рамки репертуара будут расширяться, не повторяя того, что идет в других театрах. Это будет уникальный репертуар. Вся история русской оперы-сказки должна быть явлена гораздо более четко в репертуаре театра. Сейчас здесь представлена советская опера, оперы современных авторов, и это замечательно. Но когда целиком весь репертуар состоит из этого – плохо. Любой перекос плох.

– Я все пытаюсь из вас конкретные названия вытянуть...

– Нет, не получится, я партизан со стажем. Если я оглашу, я дискредитирую то, о чем думаю и веду переговоры. Творчество – процесс ежесекундного переосмысления всего. В этом смысле меня очень раздражает практика западных театров на пять лет все распланировать. Это удобно с точки зрения распределения финансов, но при этом ты абсолютно не в состоянии реагировать на изменяющуюся ситуацию. Сегодня этот художник интересен, ты заключил с ним контракт на 2020 год, а к тому времени он будет уже никому не нужен, потому что оказалось, что у него запала было на один спектакль. Я точно понимаю, что в этом театре будут работать лучшие постановщики, лучшие художники, лучшие хореографы. Но. Допустим, я приду завтра к министру культуры и скажу: «Дайте денег на такую-то замечательную постановку». А кто все это будет исполнять? И в каких условиях? Я видел только часть труппы, но уже сейчас понимаю, что даже суперзвезда не сможет раскрыться на таком полу – он весь в выбоинах.

– Как вы будете решать проблему с отсутствием хора?

– Это одна из самых больных тем, я ее уже начал обсуждать и уже встретил сопротивление внутри театра, так как Наталья Ильинична считала, что не должно быть в театре хора. А я себе с трудом могу представить солистку, которая вечером поет Мадам Баттерфляй (а репертуаре театра есть такой спектакль), а утром встанет в хор на детском спектакле. Это разные профессии.

– Все, о чем вы говорите, требует немалых вложений.

– Думаю, ошибочно было бы считать, что факт приглашения Исаакяна из Перми решит все проблемы. Вложения требуются, они очевидны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Статус иноагента сделают уголовным преступлением

Статус иноагента сделают уголовным преступлением

Иван Родин

Тремя административными штрафами в течение года политэмигрантов уже не напугать

0
1391
На выборы выдвинулись полдесятка малых партий

На выборы выдвинулись полдесятка малых партий

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Каждой парламентской политструктуре по-прежнему предназначен персональный спойлер

0
1038
Нилов продолжит заниматься социальной политикой

Нилов продолжит заниматься социальной политикой

Иван Родин

ЛДПР не настаивает на замене председателя одного из ключевых комитетов Госдумы

0
1216
Ялтинский и Евпаторийский морские порты выставлены на продажу за 1,7 млрд рублей

Ялтинский и Евпаторийский морские порты выставлены на продажу за 1,7 млрд рублей

  

0
715

Другие новости