0
1297
Газета Культура Интернет-версия

09.09.2010 00:00:00

Краса ненаглядная

Тэги: фестиваль, балет, дети


фестиваль, балет, дети Дети украсили своим участием открытие фестиваля РНО.
Фото РИА Новости

Второй фестиваль Российского национального оркестра начался с балета Стравинского «Жар-птица». Впервые в роли танцовщиков выступали непрофессиональные дети и подростки, а Михаил Плетнев появился на публике, наконец, в профессиональном статусе (и в белом фраке). Вопреки усиленным мерам предосторожности, зрители устроили не провокацию, а овацию – приветственные аплодисменты были не по обыкновению продолжительны.

Британский хореограф Ройстон Малдум специализируется на социальных проектах: в его постановках танцуют дети из разных слоев общества, зачастую неблагополучных, или даже инвалиды, больные синдромом Дауна, например. В России последних не нашлось (а может, не захотели искать, от греха подальше), и нашли около сотни участников из так называемых средних семей – от совсем малышей до взрослых детин, чтобы было кому поддержки делать. Сказать, что хореография ничем особенным не отличалась, с одной стороны, напоминала игру про морскую фигуру (где надо замереть в причудливой форме), с другой – отработанные движения: строем, в стороны, рядами, частоколом, змейкой и так далее. Но свою функцию хореограф выполнил – по крайней мере сотня детей три недели не слонялась по улицам, почувствовала прелесть сцены (или поборола ее страх), и к тому же выучила наизусть партитуру Стравинского (это вам не пара песен «Ранеток» или кто еще нынче в авторитете у подростков, этим и во взрослом обществе козырнуть можно). Идея постановки не оригинальна, но детям вполне понятна – сказка о Жар-птице, оказывается, привиделась маленькому мальчику во сне, а в образы Ненаглядной Красы и Ивана-царевича воображение трансформировало маму и папу: в финале они утешают ребенка, который дрожит так, словно увидел кошмар про серого волка, а не приключения со счастливым концом. Неувязка ощущается еще сильнее от того, что в музыке – особенно в интерпретации Плетнева – в момент пробуждения кошмаром и не пахнет.

Наоборот, Михаил Васильевич все репрезентативные формальности этой партитуры, особенно связанные с инфернальными картинами Кощеева царства (знакомыми нам в трактовке Валерия Гергиева, уж очень он любит дать Поганый пляс в качестве биса где-нибудь на Пасхальной неделе), он лишает привычной и ожидаемой лубочности. Прочтение Плетнева скорее субъективное, он рассказывает эту историю шепотом – но театральным, когда каждое слово слышно даже на галерке, а от того еще страшнее, когда угрожающе шелестит лес у струнных и тишину вдруг прорезывают выкрики деревянных духовых или внезапный всплеск арфы. Когда Колыбельная на самом деле погружает в морфейную дрему, а не в сладкий сон. Тем светлее и блистательней торжественный финал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Екатерина Трифонова

КС РФ следовало бы проверить правовую определенность действующего порядка апелляции

0
692
Охлаждение экономики подогрело волну критики

Охлаждение экономики подогрело волну критики

Михаил Сергеев

Заявления об инвестиционном росте в РФ основаны на спорных данных

0
1307
В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

Дарья Гармоненко

Коновалов отказывается от муниципальной реформы, Сокол подбирает под себя бюджет

0
773
Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

0
548

Другие новости