0
1652
Газета Культура Интернет-версия

08.11.2010 00:00:00

В сегодняшних газетах сюжеты те же, что в операх у Вагнера

Тэги: опера, оркестр, концерт, вагнер


опера, оркестр, концерт, вагнер Жест у Нагано довольно скупой, но сколько силы во взгляде!
Фото РИА Новости

Российский национальный оркестр отметил 20-летие серией концертов. В двух из них принял участие американский дирижер Кент Нагано. В свое время Нагано входил в дирижерскую коллегию РНО и осуществил с оркестром ряд интересных проектов; самый известный из них – запись сказки Прокофьева «Петя и волк», где приняли участие медийные лица: София Лорен и Михаил Горбачев, например. Диск, естественно, получил «Грэмми». Спустя несколько лет Нагано осуществил с РНО другой дерзкий (для наших широт) проект – концертное исполнение «Валькирии» Вагнера. А для юбилейной программы он выбрал бетховенскую «Леонору № 3», «Дон Жуана» Рихарда Штрауса и «Болеро» Равеля. И, честно говоря, произвел гораздо более сильное впечатление, чем собственно художественный руководитель оркестра с «Путеводителем по оркестру» Бриттена и собственной «Джаз-сюитой». Кент НАГАНО дал интервью корреспонденту «НГ» Марине ГАЙКОВИЧ.

– Российские оркестры, в том числе и Российский национальный, не так часто играют Вагнера, а певцы совсем не из разряда вагнерианцев. «Валькирия» – ваш выбор?

– Да, это была моя идея. Я наслышан, что в Москве отношения с Вагнером не самые тесные. Исполняют его здесь немного и нечасто, на памяти есть, пожалуй, только гастроли Мариинского театра с Гергиевым. Я знал, что Российский национальный оркестр почти не играл Вагнера и уж точно не исполнял оперы целиком, поэтому я и решил, что время настало. Ведь московская публика – одна из самых интересных, умных публик, с которой я встречался. И я захотел, чтобы, наконец, в XXI веке до нее дошел Вагнер.

Также мой выбор был обусловлен тем, что скоро грядет юбилей композитора, и раз во всем мире исполняется его музыка, то обязательно она должна звучать и в Москве.

Нужно учитывать влияние, которое оказал Вагнер на развитие традиции в музыке: после вершин творчества Моцарта и Бетховена, создавших определенный стандарт в европейской симфонической музыке, с Вагнером приходит новая идея музыки как драмы, музыки как театра. Конечно, то же самое есть и у Бетховена, он тоже театрален, он тоже драматичен, но язык Вагнера вырывается вперед и делает большой прорыв. С творчеством и идеями Вагнера связан музыкальный кризис, происходивший в Европе во второй половине XIX века. Считается, что Вагнер очень современен и идет в одном направлении с Листом и Берлиозом, а Шуберт, Брамс и Брукнер совершенно в другом. Мне хочется показать публике, почему возник этот кризис, этот разлом. Из чего создана эта «новая драма» Вагнера. Заметьте, идеи, о которых говорит композитор, особенно в «Валькирии», очень близки нашей современной жизни. Например, брак, в котором муж и жена не очень любят друг друга, но должны держаться вместе. Огромная странная проблема между отцом и дочерью, большое сопротивление между двумя поколениями. Вопрос брата и сестры, дети, брошенные родителями, инцест. Вопрос политической власти, которая конфликтует с другой политической властью. Откройте сегодняшнюю New York Times и прочтете обо всем этом. А у Вагнера это всего лишь одна опера – «Валькирия». Поэтому нам очень близки и понятны оперы Вагнера, они применимы к нашей современной жизни.

Что касается певцов, то я не принимал участия в кастинге. Для меня это был определенный вызов – работать с русскими певцами над Вагнером, ведь у большей части, за исключением исполнителей партий Вотана и Брунгильды (солисты Мариинского театра Алексей Тановицкий и Лариса Гоголевская), – это дебют. Это удивительно – делиться своим опытом в этом репертуаре, создается особенная энергия, когда артисты впервые исполняют произведение. Меня и мою команду больше всего удивило открытие больших талантов в Москве. Мы, когда приехали, особо не знали, чего ожидать, но после интенсивного рабочего периода, кажется, мы обнаружили новых вагнерианцев.

– Певцы выходили воодушевленными после встречи с вами, говорят, вы нашли нестандартные решения.

– Нет, ничего особенного. Я уже много раз в концертном исполнении делал «Валькирию». Каждый раз мы пытаемся подогнать зал под наши требования. Здесь мы нашли любопытное решение – где поместить валькирий, придумали диспозицию для главных героев.

Я часто предпочитаю концертное исполнение, потому что таким образом публика может включить свое воображение. Ведь часто постановки бывают вполовину и намного менее сильными, чем наше воображение. Например, «Белоснежка и семь гномов». Я узнал эту историю из книжки, и мне было так страшно, когда я ее читал, я ночью не мог заснуть, боялся страшной ведьмы – моя фантазия была достаточно бурной. Потом я посмотрел диснеевский мультик, но страшно мне совсем не было. Мысленно я все представлял гораздо ярче, красочнее. Так что когда у слушателей есть возможность воспринимать музыку в чистом виде, не украшенную постановкой, – парадокс, но это может дать гораздо больше. Конечно, опера – это сочетание театра и музыки, но также есть театр воображения. И он силен.

– Вы уже не первый раз выступаете с РНО, как вам кажется, чем отличается этот коллектив?

– Меня очень радует, что РНО вкладывается в молодых музыкантов, и меня радует, что у оркестра есть лицо и характер, которые я отмечал на протяжении всех лет, что знаком с коллективом. Несмотря на то что меняется состав, остается этот общий дух, и это очень важно. Это значит, что в РНО складываются свои определенные традиции.

– В новостных лентах прошло сообщение, что вы не стали продлевать контракт с Баварской оперой. Почему?

– Я только что продлил контракт до 2013 года, но в последний раз. Это значит, что я буду главным дирижером большого оперного театра в течение 7–8 лет, этого достаточно. Есть много вещей, которыми я хотел бы заняться.

– Баварская опера – театр с огромными возможностями. Удалось ли вам осуществить здесь свои мечты, может быть, какие-то сумасшедшие идеи?

– Да это практически каждая премьера. Как и Большой, Баварская опера – это театр с огромной историей, и моя задача – достойно ее продолжать. В Мюнхене слышали, как дирижировал Моцарт, там прошла премьера «Тристана и Изольды», «Валькирии», там выступал Рихард Штраус.

Одна из вещей, которая, на мой взгляд, стала достижением, – некое особенное качество оркестра. С ним выступали Моцарт, Малер, Брукнер! И когда оркестр играет сочинения этих композиторов – это не рядовое событие. Они словно наследники тех музыкантов, что сидели на их местах век или два назад, ощущение, что композиторы, которые когда-то присутствовали на своих премьерах, остаются здесь до сих пор, незримые. И вот это ощущение я хотел донести до оркестра.

– В Баварской опере поставил два спектакля Дмитрий Черняков – он сегодня один из самых обсуждаемых оперных режиссеров в России. В Мюнхен вы его пригласили?

– Да, это была моя инициатива. В свой первый приезд – когда он ставил «Хованщину» – он еще не был так широко известен в Германии. Должен сказать, что он произвел очень сильное впечатление и на меня лично, и на публику. И я очень рад, что когда он приехал ставить «Диалоги кармелиток», он уже был широко известен в Европе. Он выдающийся художник. В его постановках не чувствуется стены между музыкой и постановкой. Часто ведь так бывает, что в оркестровой яме, в музыке – одно, а на сцене – совсем другое. Когда работаешь с Черняковым, наоборот, есть ощущение, что делаешь общее дело. И это я очень ценю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
831
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1113
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
877
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
718

Другие новости