0
1861
Газета Культура Печатная версия

23.03.2015 00:01:00

"Процветающие искусства" спели про любовь и закулисные интриги

В Москве выступил знаменитый ансамбль Уильяма Кристи

Тэги: музыка, уильям кристи


музыка, уильям кристи Фото сайта ансамбля Les Arts Florissants

Уильяма Кристи и его ансамбль Les Аrts Florissants русская публика нежно полюбила – за безупречное исполнение, за фирменный звук, за оригинальные программы, за искренность и юмор, за неприкрытую любовь или даже вечную влюбленность в свое дело. Получилось, что из всех ансамблей старинной музыки, что играли в Москве, именно французы прижились и приезжают сюда каждый сезон, а в этом были даже дважды – осенью ансамбль представлял свою последнюю театрализованную программу, посвященную Рамо, в Большом театре. А в прошедшую пятницу Les arts Florissants – уже в четвертый раз - принимала Московская филармония. 

Конечно, очаровывает сам Кристи – основатель и художественный руководитель ансамбля. Интригует уже сама история американца, влюбившегося в детстве во французскую музыкальную культуру и посвятившего ей всю жизнь. Один из вопросов творческой встречи, состоявшейся накануне концерта, как раз и был о том, как в жизнь Кристи вмешалась Франция. Тот с удовольствием вспоминал о детстве, как услышал Генделя, потом Рамо, после чего, проделав нехитрые манипуляции (срезал подушечки у молоточков, например), переделал мамин Steinway в клавесин. Слушатели застыли (видимо, каждый представил себе мамину реакцию), но спикер разрядил обстановку: «Вообще-то я предполагал, что в этом месте вы будете смеяться». 

Понятно, что в тот момент судьба Кристи была решена. Возможность стать вокалистом он отмел сразу («У меня чудовищный голос!»), но понял, что может аккомпанировать и – в будущем – дирижировать. Французский он учил с детства, так что генеральная линия была намечена. В результате Кристи не только переехал во Францию, но получил гражданство, имеет государственные награды и собственное поместье с садом – вместе с «Процветающими искусствами» (так переводится название ансамбля) и «Садом голосов» (а это проект академий для молодых вокалистов), есть и настоящий кусочек земли, возделанный по всем правилам садоводческого искусства. А еще есть селекционная роза, названная в честь Уильяма Кристи. 

Программа, которую ансамбль привез в Москву, тоже «садовая» – она называется «Итальянский сад». Посвящена она, конечно, не лимонам и апельсинам, а – метафорически – любви. Это путешествие по любовной лирике длиною в два с лишним века: от мадригалов Адриано Банкьери, Орацио Векки и Жака да Верта (композитор родился в 1535 году) до сцен из опер Гайдна (умер в 1809-м). Вокруг фрагментов кантаты Алессандро Страделлы «Эй, любовники, или Академия любви» выстраиваются арии и ансамбли из сочинений Вивальди и Генделя. Наши герои – а это шесть молодых людей, вызвавшихся по призыву тенора (Николас Скотт) разыграть спектакль о любви и спеть за сопрано (Люсия Мартин-Картон), контральто (Леа Десандр), контратенора (Карло Вистоли), баритона (Ренато Дольчини), и «так и быть, бас беру на себя» (Джон Тэйлор Ворд) – влюблены и счастливы, покинуты и разъярены (сцена сумасшествия из «Неистового Роланда» Вивальди), ревнивы, впадают в отчаяние («Орландо» Генделя), утешают несчастных (знаменитая генделевская ария «Lascia la spina») или снисходительно иронизируют над влюбленными. Искусно Кристи соединяет сюжетную и, главное, музыкальную линию, так, что модуляции из века в век совсем незаметны.  

Во втором отделении любовные переживания как будто бы уступили место закулисным интригам, коим композиторы и либреттисты посвятили не одно и даже не два сочинения – море! Импресарио (из «Импресарио в затруднении» Чимарозы) хотят сжить со света несносные артисты, те же проблемы у его коллеги, что открыл театр на Канарах («Импресарио с Канарских островов» Доменико Сарро). Примадонна капризничает, вторая  ей вторит («Певица» Гайдна), в общем, любой директор театра подтвердит, что за три века не изменилось ровным счетом ничего! Но и за кулисами есть место чувствам, так что сюжет все равно возвращается к заявленной в первом отделении теме, и вместе с героями оперы Гайдна «Роланд-паладин» солисты «Сада голосов» поют гимн любви. 

Уильям Кристи, говоря о проекте «Сад голосов», подчеркнул, что отбор пройти очень сложно, особенно сейчас, когда выпускники академии заявили о себе на весь мир. Скажем, болгарка Соня Йончева открывает следующий сезон Метрополитен-опера партией Дездемоны (барочная музыка не стала основной в ее карьере, она поет больше репертуар XIX века, но в интервью всегда подчеркивает, что старинная музыка – ее первая любовь во многом благодаря Кристи). При этом нельзя сказать, что хотя бы один из шести представленных в Москве певцов обладает выдающимися вокальными данными – скорее они очень хорошо обучены, но вот с чем выпускники академии справляются безупречно – это ансамбли. Секстеты, начиная от мадригалов XVI века с их острыми гармоническими интонациями и витиеватым голосоведением и заканчивая виртуозным ансамблем из россиниевской «Золушки», исполненным на бис, действительно выше всяких похвал.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

0
383
Прощай, моя высокопарность!

Прощай, моя высокопарность!

Марианна Власова

0
364
Нетихая музыка Тихого океана

Нетихая музыка Тихого океана

Надежда Травина

0
874
В Москве открылся "Дом винтажной музыки"

В Москве открылся "Дом винтажной музыки"

Любовь Пуликова

Старинные граммофоны и радиолы можно посмотреть и послушать в новом музее на ВДНХ

0
300

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости