0
2785
Газета Культура Интернет-версия

05.04.2015 15:18:00

Не говорить с детьми о смерти

«Когда я снова стану маленьким» Евгения Ибрагимова в основном конкурсе «Золотой Маски»

Тэги: золотая маска, ибрагимов, корчак, матвиенко, фильштинский, театр, театр кукол


золотая маска, ибрагимов, корчак, матвиенко, фильштинский, театр, театр кукол

Cтарые кожаные чемоданы, поставленные на попа, крошечные куколки с печальными лицами, изображающие взрослых и детей из большой семьи варшавских евреев, витражное окошко католической церкви, немножко искусственного снега – вот и все обжитое (но и театральное – рука Эмиля Капелюша видна в жесткой устойчивости композиции и теплом, темном свете) убранство спектакля Евгения Ибрагимова, который в качестве материала взял два прозаических текста Януша Корчака, выдающегося педагога и замечательного писателя, в 1942 году вместе со своими воспитанниками погибшего в Треблинке.

Тайным, но прозрачным подтекстом рассказов мальчика Владека (Тарас Бибич) о своем детстве, является страшный конец всех героев и самого автора в газовой камере. И хотя впрямую об этом трагическом будущем не сказано ни полслова – разве что в скрипичной партии петербургского музыканта Бориса Кипниса, который сидит в уголке сцены и изредка «комментирует» происходящее, – думаешь о нем каждую минуту спектакля. Еще только начиная работать над Корчаком, режиссер Ибрагимов говорил, что хочет следовать одному из его заветов – даже перед концом не говорить с детьми о смерти, а вспоминать их счастливое прошлое. Раскрывая внутренности чемоданов, где прячутся длинные лестничные пролеты окраинной Варшавы, куда в кризис вынуждены съехать родители Владека, и фрагмент комнаты с комодом из старой квартиры, вешая изъеденное молью бирюзовое платье матери на вешалку, режиссер предъявляет нам вещественные доказательства чужого прошлого – и эти предметы, «улики», свидетельствуют против безжалостности тех, кто вмешался и разрушил чьи-то жизни.

Переезд – это всегда интересно. Пожар – мечта любого мальчика. Создать «Союз рыцарей чести», где будет свой детский парламент и свой кодекс чести (отдать карамельку ребенку-инвалиду из твоего двора, не брать чужого, не мучать животных) – вот это дело! Тарас Бибич, выпускник мастерской Вениамина Фильштинского питерской Театральной Академии, щеголяя то грубостью, то наивностью, рассказывает и показывает, беря в руки куколок и передвигая их с «крыши дома» на «каток», из «школьного класса» на «танцплощадку», наконец, взлетая с ними в воздух, историю без скидки на внешнюю детскость своего героя, но транслируя его простодушие и открытость. Он взрослый, этот Владек, просто потому, что уже знает про тяжелые обстоятельства потерявшего работу отца и своими ушами слышал, как толстая бездетная хозяйка лавки, нанявшая его подсчитывать выручку, просит у матери удочерить их малютку Абу. Наконец, он взрослеет в тот день, когда вся семья, оторопевшая от горя, не вышла за весь день на улицу, потому что умер от болезни его младший брат. «Об этом я не хочу говорить», – в отчаянии махнув рукой, бросает Владек, но на самом деле весь спектакль Ибрагимова – о том, что говорить нужно.

Спектакль, сделанный одним из самых талантливых российских кукольников (живущим, правда, в Чехии), на деле уходит от чисто кукольной «парадигмы» – объекты и куклы, сделанные Натальей Мишиной, здесь являются подспорьем для актера, но сами по себе неподвижны. Но их застывшее присутствие становится сильнейшим эмоциональным фоном, на котором разворачивается во времени и пространстве история взросления мальчика в ситуации уродливой мутации современного ему мира. Эти кукольные копии конкретных людей, чьи лица мы могли бы увидеть в чужом семейном альбоме, и есть безмолвные свидетели. На руках у матери – сверток с малышом. Рядом – тот самый младший брат, который скоро умрет. С другой стороны – отец, который, если иметь в виду собственную биографию Корчака, сойдет с ума. Поставив рядом живое и мертвое, настоящее и прошлое, смешное и печальное, Ибрагимов поместил нас в точку незнания – тот самый момент, когда ты еще не стал взрослым и можешь захотеть навсегда остаться маленьким. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Люди на блюде

Люди на блюде

Елизавета Авдошина

В Москве играют иммерсивный ужин

0
850
Арест Серебренникову хотят продлить до августа, депутаты положительно оценили фильм "Лето"

Арест Серебренникову хотят продлить до августа, депутаты положительно оценили фильм "Лето"

Елизавета Авдошина

0
760
Бюджет Года театра может пострадать из-за сокращения расходов на культуру

Бюджет Года театра может пострадать из-за сокращения расходов на культуру

Елизавета Авдошина

Подготовка к Году театра в России вышла на новый уровень

0
796
Еда, актеры, фокусы

Еда, актеры, фокусы

Дионисио Гарсия

Два этюда вольных наблюдений за жизнью

0
567

Другие новости

Загрузка...
24smi.org