13
20053
Газета Культура Печатная версия

09.02.2017 00:01:00

Николай II и кающаяся балерина

Противники фильма "Матильда" превращают святых в нравственных роботов

Станислав Минин
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Станислав Александрович Минин – обозреватель «Независимой газеты», религиовед.

Тэги: кино, матильда кшесинская, николай второй, алексей учитель, генпрокуратура, запросы, общество, мораль, церковь, канонизация, святые


кино, матильда кшесинская, николай второй, алексей учитель, генпрокуратура, запросы, общество, мораль, церковь, канонизация, святые Алексей Учитель борется за право снимать фильм о Николае II. Фото с сайта www.rockfilm.ru

Российские кинематографисты вступились за фильм «Матильда» Алексея Учителя, премьера которого намечена лишь на октябрь 2017 года, но о котором говорят и пишут так много, как будто картина в прокате уже давно. Два запроса в Генпрокуратуру от депутата Натальи Поклонской. Обвинения в дискредитации «царя-страстотерпца» Николая II. Ярлык «антироссийской и антирелигиозной провокации». Анонимные призывы поджигать кинотеатры, которые посмеют показать фильм. Теперь и сам Алексей Учитель направил жалобы в Генпрокуратуру – и на Поклонскую, и на угрожающих насилием активистов.

Может, если люди протестуют столь страстно, то и бог с ней, Матильдой Кшесинской? Если император Николай II свят, то, наверное, и не могло у него быть романа с балериной Мариинского театра, пусть даже до помолвки с будущей императрицей? А если и был роман, то, может, не стоит снимать об этом кино, чтобы на нимб не упала тень?

Оставим в стороне вопрос о том, греховно ли цесаревичу вступать в связь с балериной. Святыми в русской, да и вообще в христианской, традиции становятся далеко не всегда за непорочную жизнь от колыбели до гроба. Николая II и его семью святыми сделал последний год их жизни, непротивление убийцам, сближающее их с князьями Борисом и Глебом. До этого была жизнь человека из плоти и крови и правителя огромной империи. И эта жизнь не могла быть монашеской. Святым человека делает, как правило, поступок, который, может, и оттеняет, но не отменяет другие поступки, сомнения и страсти.

Апостол Петр, безусловно, святой. Но чуть ли не первое, что вспоминаешь о нем, – это трехкратное отречение от Иисуса до петушиного крика. Пример чудовищного малодушия, но евангелисты почему-то не вымарали его из своих текстов, а Петр свят. Или апостол Павел. Он был гонителем христиан, пока на пути в Дамаск  не услышал голос Бога и не ослеп на три дня. Автор «Деяний апостолов» почему-то решил написать о том, что было с Павлом до его обращения, а мог бы и не дискредитировать. Конечно, рядом с ним не было представителей движения «Царский крест», некому было подсказать…

Святость – это всегда спор и сомнение. И вокруг канонизации Николая II спорили не соборные отцы далеких веков, а наши современники в 90-е годы. Нетрудно вспомнить и аргументы «против»: приверженность императора и императрицы сомнительному мистицизму (об этом тоже, наверное, нельзя говорить), политическая безответственность, отсутствие мотива смерти за веру в расстреле царской семьи. Вопросов было множество – от статуса и роли убитого императора в Церкви до канонических последствий его отречения от престола. Любая канонизация монарха – акт политико-символический, и в середине 90-х он был совершен. Означает ли это, что Николай II перестает существовать в других, человеческих измерениях и не может стать героем светского фильма? Конечно, нет.

Протоиерей Георгий Митрофанов, член комиссии по канонизации святых, так высказался по поводу причисления последнего российского императора к лику святых: «В житии государственной деятельности и церковной политике Николая II дается достаточно лаконичная и сдержанная оценка. Мы не идеализируем государя. Святые не безгрешны». Хочется добавить: и касается это не только политики. Матильда не мешает Николаю II считаться святым, а страстотерпчество в 1918 году не мешало ему быть с любимой женщиной в 1893-м.

В стремлении представить святого безгрешным нет ничего православного, если понимать под православием многовековую традицию, а не письма в Генпрокуратуру. 129-е правило Карфагенского собора провозглашало анафему тем, кто считает, что святые, прося у Бога прощения, просят не для себя, а только для других, потому что  им самим прощать уже нечего. Православные не приняли и католического догмата, согласно которому на Деву Марию при зачатии не перешел первородный грех. Можно сказать, что в этом проявился антропологический оптимизм, о котором с трудом вспоминаешь, когда видишь и слышишь разъяренных активистов. Всякий человек грешен изначально и так или иначе грешит каждый день, но это не мешает ему не просто становиться святым, но и быть причастным к рождению Чуда.

Превращение людей, признанных Церковью святыми, в нравственных роботов – явление вполне современное, и суть его заключается в упрощении всякой сложности, в том числе сложности судеб, чувств, пути. Подобный ход мысли порождает категоричность, легко переходящую в агрессию, вызванную невозможностью достичь идеала в грешном мире. Объектом этой агрессии почти неизбежно становится творчество, искусство, которое всегда сомневается, всегда ставит вопросы.

Чтобы не вызывать возмущения православных депутатов и стражей морального облика последнего императора, Матильда у Алексея Учителя должна быть не балериной, а инокиней, которая вместе с цесаревичем читает молитвы и жития святых. Или по крайней мере кающейся балериной. У Николая II как будто еще раз отбирают жизнь, подсовывая вместо нее нечеловеческий суррогат.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(13)


Страницы: 1  2  

Bruce Lockhart (Лохарь) 07:39 09.02.2017

Прекрасная статья умного человека. Связь с Матильдой Кшесинской не есть дискредитация Государя ни в жизни, ни в кино, в жизни и Цесаревича и позже Царя бывали сюжеты и покруче. Во Франции, например. Та дама полусвета дожила ажно до 1959 г.! Царь был мужчина, а не евнух. Вот если бы режиссер осветил этот эпизод в жизни Царя, представляю, какая бы поднялась буча. Дикие, сермяжные люди! Вроде христиане, а на деле язычники и месчане.

Олег Крестьянов 12:14 09.02.2017

Народ поклоняется Поклонской. О ней написано на "Крестол.ру"

Андрей 03:57 10.02.2017

Все это так, но это тоже самое что снять фильм про апостола Петра с сюжетом об отречении и все потом конец! Или как апостол Павел гнал и мучил христиан и все конец!

Василий Андрей 13:47 10.02.2017

А конец вы снимете сами. Если таланта хватит. Вот что такое свобода слова. И свобода искусства.

Василий Андрей 13:51 10.02.2017

Собственно, вот и разница между анемичной архаичной позицией (что и как для меня другие люди должны сделать) и активной либеральной позицией (что я сам имею право сделать). Если что-то делается, а что-то нет, что должно бы делаться, то надо винить тех, кто не делает, а не тех, кто делает. ЗЫ: вот только вы перепутали имена.

Bruce Lockhart (Лохарь) 15:36 10.02.2017

Мне с самого начала смешна эта дискуссия. Ведь менее известный фильм на эту тему (мини-сериал) снят недавно был, и прошел незамеченным. И вдруг бум! Вероятно, у режиссера не та фамилия, ведь Учитель - это Schuller. Видно решили, что опять енти еврейцы опоганили русскую историю. Как примитивно! Меня как великодержавного русского шовиниста это просто шокирует. Додумались даже Матильду объявить еврейкой.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия столкнулась с кадровым дефицитом

Россия столкнулась с кадровым дефицитом

Ольга Соловьева

Пенсионная реформа не решила проблему нехватки в стране рабочих рук

1
1068
Мужские принципы счастья

Мужские принципы счастья

Алексей Науменко

Можно начать с сына, продолжить домом, а потом уж дерево – ну или кому как нравится

0
590
Великие мечты короля Амануллы Хана

Великие мечты короля Амануллы Хана

Гаус Джанбаз

0
401
Ходорковский поможет протестующим и эмигрантам

Ходорковский поможет протестующим и эмигрантам

Дарья Гармоненко

Политик создает специальную группу по работе с гражданским обществом

1
2878

Другие новости

Загрузка...
24smi.org