0
1645
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2017 09:57:00

Музей Рублева между государственно-церковным партнерством и расширением непонятно куда

Директор институции Михаил Миндлин представил концепцию развития

Тэги: онцепция развития, музей рублева, древнерусское искусство, рпц, музей. минкультуры, михаил миндлин, тихов шевкунов, леонид калинин, зельфира трегулова, владимир аристархов, усадьба хрящевых, спасоандроников монастырь, спасский собор


церковь
По мнению Михаила Миндлина
Андроников монастырь нуждается
в реставрации, особенно Спасский собор.
Фото автора

Текст приглашения на презентацию и обсуждение концепции развития музея был лаконичен, но вопрос ставил широко: "Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с момента своего основания в 1947 году и до настоящего времени является единственным в России государственным музеем, специализирующимся на сохранении и изучении древнерусского художественного наследия. Основная миссия музея – представить людям икону как одно из величайших достижений национального и мирового искусства". Впрочем, в самой концепции, озвученной новым директором музея Михаилом Миндлиным (см. "НГ" от 26.05.2016 и 29.05.2016), оказалось немало общих для теперешней музейной политики, какой ее проводит Министерство культуры, моментов, связанных с тем, что теперь принято называть эффективным менеджментом - привлечение новой аудитории и увеличение доходов музея в том числе за счет бесплатного wi-fi, продажи сувениров, разработки нового сайта и открытия кафе. Все это не ново.

С последним, как сразу и выяснилось, есть трудности. Михаил Миндлин предлагал построить его на территории музея в виде нейтрального стеклянного павильона, кто-то другой - в примыкающем к монастырю сквере, но первый замруководителя Департамента культурного наследия Москвы Сергей Мирзоян напомнил, что музейный комплекс является объектом культурного наследия, а сквер находится в охранной зоне, соответственно, любое строительство здесь запрещено. Так что под кафе придется приспосабливать какие-то площади из уже имеющихся у музея.

Но главные вопросы, разумеется, не в кафе и wi-fi. Для модернизации и привлечения зрителей музею необходимо расширение. А кроме того, на совместное с музеем владение Спасо-Андрониковым монастырем претендует РПЦ (см. "НГ" 19.02.2017), и хотя в Министерство культуры соответствующих запросов еще не поступало, церковные сановники активно участвовали в обсуждении концепции развития. (Напомним, за последние несколько месяцев это уже второй случай притязаний Церкви на храмовые пространства, в которых работал Музей Рублева, - см. "НГ" от 18.08.2016).

"Мы все прекрасно понимаем, что мы находимся не только в музейном пространстве, но и в сакральном", - подчеркнул намерения РПЦ председатель Патриаршего совета по культуре, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), добавив, что концепция, нуждающаяся в доработках, обязательно будет представлена "святейшему патриарху". Еще он настаивал на том, что в храмовых пространствах должны идти богослужения. О государственно-церковном партнерстве в данном случае говорят как о свершившемся факте, хотя формат присутствия на этой территории РПЦ пока не определен. Странно при этом, что на слова Михаила Миндлина о том, что монастырю - и в первую очередь, его Спасскому собору, в котором сохранились фрагменты росписи Андрея Рублева, - требуется реставрация, не вызвали никакого отклика. Даже по обыкновению красноречивый Николай Бурляев, зампредседателя Общественного совета при Минкультуры и член Патриаршего совета по культуре, выступивший с тем, что "это место равнозначно Кремлю" и что он категорически против архитектурных внедрений "в жемчужину русского народа", - про реставрацию молчал.

Зато древлехранитель Московской городской епархии, глава экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин настаивал: главное - развитие музея за пределы монастырской стены. Он же сетовал: в советское время говорили, Церковь "отделена от государства, пусть как хочет, так и существует". С замечанием Тихона Шевкунова, что она и сейчас отделена, Калинин согласился, ответив, что при этом она - часть наследия. А в Музее Рублева у РПЦ есть планы устроить древлехранилище. "Мы планируем создать главное церковное древлехранилище в Музее Рублева на базе братского корпуса (сейчас в нем расположен музейный депозитарий) и нынешнего хранилища икон музея. При этом не обязательно, чтобы это древлехранилище было непременно переведено в собственность Церкви. Тут нужно думать", - говорил недавно Калинин Интерфаксу.

Что касается необходимого музею расширения площадей, в концепции предлагалось запросить расположенную неподалеку бывшую усадьбу Хрящевых. Однако никто из присутствовавших чиновников не смог ответить на вопрос, возможно ли получение музеем названного здания. Сергей Мирзоян лишь сообщил, что Департамент культурного наследия Москвы озабочен сохранностью этого объекта культурного наследия, стоящего без реставрации, что сейчас права на него оформляет город и что для его ведомства неважно, город или музей будет зданием владеть, главное, что оно нуждается в реставрации.

Возвращаясь к представленной концепции развития музея, среди озвученных Миндлиным намерений стоит упомянуть создание на территории монастыря единой экспозиционной зоны с включением новых тематических разделов (о старообрядчестве, о синодальном периоде - и еще части, которая бы показывала копии монументальной живописи XIV-XVI веков), необходимость расширения научно-исследовательского отдела и формирования Попечительского совета, Общества друзей музея и объединения вокруг музея коллекционеров. Комментируя планы Михаила Миндлина, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова заметила, что концепции пока не хватает проработки этапов действий. Она же подчеркнула, что музею важно быть комфортным для людей независимо от их конфессии или внеконфессиональности.

Первый замминистра культуры Владимир Аристархов сказал, что деньги ведомство выделить готово, но при условии доработки и принятия концепции, и в этом же случае готово обратиться к столичным властям с просьбой выделить музею здание вблизи Спасо-Андроникова монастыря. За неделю-две должна быть созвана рабочая группа - с тем, чтобы в течение месяца концепцию доработать, представив Патриаршему совету по культуре (на чем настаивали представители РПЦ) и Общественному совету при Минкультуры. Хотелось бы надеяться, что там все-таки обратят внимание на указанную Миндлиным необходимость реставрации Спасского собора. И на то, что при активных разговорах о государственно-церковном партнерстве все же не забудут, что в музей могут приходить посетители и разных вероисповеданий, и неверующие.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На Афоне восприняли фильм "Матильда" как попытку скомпрометировать и деканонизировать Николая II

На Афоне восприняли фильм "Матильда" как попытку скомпрометировать и деканонизировать Николая II


0
604
При Трампе РПЦЗ тяжелее, чем при Обаме

При Трампе РПЦЗ тяжелее, чем при Обаме

Михаэль Дорфман

Русские Джорданвилля вернулись во времена маккартизма

0
4437
Судьбу послания Церкви неофитам решит  суд общественности

Судьбу послания Церкви неофитам решит суд общественности

Павел Скрыльников

Проект нового катехизиса Русской православной церкви вынесен на открытое обсуждение

0
895
СМИ: Церковь борется за собственность в регионах России

СМИ: Церковь борется за собственность в регионах России

Редакция НГ-Религии

РПЦ забирает себе дома культуры, учебные заведения и дачные участки

0
2862

Другие новости

24smi.org
Загрузка...