0
1120
Газета Культура Печатная версия

13.09.2017 00:01:00

Ярослав Судзиловский: "Мы создаем профессионалов. Не на бумажке, а на самом деле"

Руководитель МолОта– о стремлении создать новое геокультурное пространство в Евразии

Тэги: музыка, композиторы, молот, ярослав судзиловский, интервью


Новый концертный сезон Международная ассоциация молодых композиторов и музыковедов Российского музыкального союза и Молодежное отделение Союза композиторов (МолОт СК РФ) начинают сегодня в Чехии. Выступления и мастер-классы молодых российских композиторов в Праге станут еще одним звеном в цепи зарубежных мероприятий московских объединений, ранее уже охвативших Польшу, Белоруссию, Армению и некоторые другие страны. Руководитель МолОта композитор Ярослав СУДЗИЛОВСКИЙ ответил на вопросы журналиста Евгения ХВАТОВА о дальнейших планах, а также о перспективах международного сотрудничества.

Ярослав, расскажите о программе пребывания российской делегации в Чехии.

– Этим визитом МолОт открывает девятый концертный сезон. В Праге будет концерт, в рамках которого российские музыканты исполнят произведения наших советских классиков. Кроме того, пройдут встречи с молодыми композиторами, студентами Пражской консерватории, членами Союза композиторов Чехии.

На этих встречах я хотел бы показать наиболее яркие партитуры членов МолОта. Среди них будут произведения Александра Хубеева, мои, Настасьи Хрущевой, Артура Зобнина, Ильи Демуцкого. Все они сегодня широко признаны, причем не только в России. И это все выходцы из МолОта! Я привезу в Чехию их ноты, аудиозаписи и какие-то выдержки из манифестов и теоретических работ.

Есть ли какие-то сложности при взаимодействии с европейскими странами, с учетом нынешней непростой обстановки и отношения к России?

– По факту МолОт выполняет сегодня в культурной сфере внешнедипломатические функции. Мы пытаемся наладить диалог между странами, который сегодня действительно происходит в очень непростых условиях. Когда мы едем с нашими коллегами в некоторые зарубежные страны, мы, конечно, сталкиваемся с теми проблемами, которые рождены распадом Советского Союза и Варшавского договора. Я сейчас говорю даже не об «охлаждении» последних лет, а обо всей истерии последних 26 лет. Во многих бывших социалистических странах она сознательно нагнетается все эти годы, и это сильно мешает.

Целое поколение там воспитано на принципах, не способствующих сотрудничеству. Но, с другой стороны, есть и другая молодежь – ребята, которые понимают, что политика старшего поколения ошибочна и во многом субъективна. Поэтому, мне кажется, у нас есть шанс начать сегодня с чистого листа и выстроить важное, фундаментальное взаимодействие между нашими странами в сфере музыки. Скажу больше: я убежден, что эта часть Европы должна стать полем сотрудничества между Западом и Востоком в целом.

Какие задачи вы ставите?

– Одна из главных целей – создание нового геокультурного пространства, охватывающего всю Евразию. Сегодня это может показаться утопичным – слишком много политических разногласий. Но я уверен, что это возможно, поскольку для выстраивания отношений с Европой у нас есть общий принцип: человеческая жизнь как высшая ценность. И общие отправные точки: культура и религия. Они транснациональны и трансполитичны. В конечном итоге мы договоримся, у нас единый базис. И именно музыка как универсальный язык может стать одним из очень важных мостов между государствами в XXI веке.

Как показывает практика, умных людей, понимающих эти вещи, не так мало. Я не могу сказать, что они на Западе стремятся к диалогу с нами и проявляют интерес к русской культуре. Ее просто недостаточно хорошо знают. Мы должны более активно продвигать, проповедовать нашу культуру. Ведь русская культура по-настоящему фундаментальна, это такой огромный корень. Это настолько мощное явление, что его никак нельзя обойти. Так что европейским композиторам и деятелям культуры просто не удастся проигнорировать это явление. Но мы должны способствовать возникновению и поддержанию этого интереса, а также установлению тех связей – инфраструктурных, деловых, личных, которые позволят в дальнейшем действительно вести непрерывный диалог в едином геокультурном пространстве.

Год назад вы запустили образовательный проект МолОта – творческие мастерские. Молодые композиторы из России и Белоруссии участвовали в семинарах приглашенных мастеров. И в процессе они должны были создать симфонические партитуры, которые затем были исполнены оркестром. Каковы результаты этого проекта и будет ли продолжение?

– В этом году у нас прошло пять симфонических концертов по итогам мастерских. То есть результат не просто есть, а он был тут же предъявлен широкой общественности в самой масштабной форме. И этой осенью у нас состоятся еще два симфонических семинара. Если сейчас у нас 15 симфонических партитур, то к концу года мы получим около 40 новых партитур. Из них, конечно, мы отберем наиболее интересные и тоже исполним.

Так что наш проект продемонстрировал свою исключительную результативность и перспективность. Более того, у нас есть сегодня шанс вывести все это на принципиально новый уровень. Ряд курсов, апробированных на практике, в дальнейшем смогут войти в поле официального музыкального образования. А ведь это обновление учебных программ давно требуется!

Мы создали цех. И создаем профессионалов. Не на бумажке, а на самом деле. Важно понимать, что это не отменяет необходимости традиционного высшего образования для композиторов – мы здесь не конкурируем с консерваториями. Но, наоборот, пытаемся помочь вузам в тех вопросах, где такая помощь необходима. Консерватории дают студентам оркестр один раз – на дипломный экзамен. Но молодой композитор должен работать с оркестром не один год, чтобы действительно освоить эту форму! И мы как раз сейчас предоставляем такую возможность. Причем в максимально открытой форме: заявку на участие может подать любой студент или выпускник музыкальных учебных заведений, и если его отберут в качестве участника, то оплатят ему на месте проживание и питание, да и сами курсы будут абсолютно бесплатными. За это, конечно, надо благодарить Российский музыкальный союз, который поддержал нашу инициативу. Понятно, что это недешевое дело. Но мы убеждены: средства, вкладываемые сегодня в музыкальное образование, воспитание профессионалов, потом нашей стране вернутся многократно – за счет того, что сегодняшние наши молодые композиторы будут представлять нашу страну за рубежом и формировать правильный облик России в международном пространстве. И ребята из МолОта уже доказали, что они на это способны.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

Кондрат Николаенко

0
115
От свадебного фольклора до баяниста с электронщиком

От свадебного фольклора до баяниста с электронщиком

Надежда Травина

В столице завершилась Вторая лаборатория молодых композиторов "Открытый космос"

0
793
Лахти – Сибелиусу

Лахти – Сибелиусу

Вера Степановская

В Финляндии завершился посвященный знаменитому композитору фестиваль

0
590
Узбекистан корректирует внешнюю политику

Узбекистан корректирует внешнюю политику

Виктория Панфилова

Ташкент и Пекин выступают с единых позиций по ключевым вопросам глобальной повестки дня

0
7002

Другие новости

24smi.org
Загрузка...