0
283
Газета В мире Интернет-версия

05.05.2025 19:20:00

"Румынскому Орбану" не хватило 10% до победы

Во втором туре президентских выборов померятся силой противники и сторонники ультраправых

Тэги: румыния, президентские выборы, первый тур, джордже симион, крин антонеску, политика


румыния, президентские выборы, первый тур, джордже симион, крин антонеску, политика Кэлин Джорджеску (слева) и Джордже Симион даже на избирательный участок пришли вместе. Фото Reuters

Первый тур президентских выборов в Румынии, итоги которого были подведены в понедельник, 5 мая, принес не самый приятный для властей этой страны результат. Их кандидат, представитель правящей леволиберальной коалиции Крин Антонеску проиграл, а лидер ультраправого «Альянса за объединение румын» Джордже Симион, которого он считал главным противником, вышел во второй тур. Теперь вся надежда противников радикалов – на мэра Бухареста Никушора Дана. Или же на то, что результаты президентских выборов, как полгода назад, будут отменены.

Весьма вероятно, что Румынию скоро возглавит лидер того же типа, что венгерский премьер Виктор Орбан и словацкий глава правительства Роберт Фицо: евроскептик, противник Украины, симпатизирующий Владимиру Путину и Дональду Трампу. Таков Симион, набравший в первом туре 40,94% голосов. Его ближайший преследователь Дан, шедший на выборы как независимый кандидат, получил намного меньше: 20,99%. До понедельника, пока не подсчитали 99% голосов, было непонятно, кто станет соперником Симиона во втором туре, мэр Бухареста или Антонеску. Последнее было очень желательно правящей коалиции в составе Социал-демократической и Национальной либеральной партий и особенно премьер-министру Марчелу Чолаку. Экс-спикер верхней палаты парламента Антонеску стал кандидатом от правящей коалиции после долгих переговоров и в результате компромисса. Чолаку ставил себе в заслугу, что именно такого кандидата в конце концов нашли. В румынском истеблишменте Антонеску, видимо, устраивал всех. А избирателей не устроил.

Антонеску уступил Дану доли процента и не стал оспаривать этот результат. На пресс-конференции после выборов он признал свое поражение, но уклонился от ответа на вопрос, за кого призовет голосовать 18 мая, когда состоится второй тур. В соцсетях тем временем противники ультраправых гадают, что было бы, если бы Дан и Антонеску не конкурировали, а объединились. Сходятся в том, что все равно был бы второй тур. В сумме Дан и Антонеску набрали примерно столько же, сколько и Симион, – то есть меньше 50%, необходимых для победы на первом туре. Выходит, силы противников и сторонников ультраправых в стране примерно равны.

Это открытие обнуляет оптимистические предположения, что делались в ноябре, когда во второй тур президентских выборов неожиданно вышел мало кому известный Кэлин Джорджеску. Его, тоже ультраправого, считали всего лишь спойлером Симиона, призванным отсечь часть слишком радикальных избирателей, но неожиданно он победил. Ряд политологов считали это то ли случайностью, то ли, действительно, следствием происков России: напомним, что Конституционный суд Румынии отменил результаты ноябрьских выборов якобы потому, что за Джорджеску через фальшивые интернет-аккаунты агитировали из-за рубежа. Сейчас отчетливо видно, что никакой случайности нет. Джорджеску, против которого завели уголовное дело, до участия в майских выборах не был допущен, но активно агитировал за Симиона. Это сработало. Так что победа в первом туре – их совместная победа.

Стал очевиден большой запрос в румынском обществе на «своего Трампа» – некоего антисистемного кандидата, который если и не изменит все к лучшему, то по крайней мере испугает правящую элиту, заставив ее больше думать об интересах народа, а не о собственном благополучии. Сравнение с американским президентом нравится и Симиону, и Джорджеску. Насколько оно верно, сказать сложно. Симиону вообще приписывают многое, например пророссийские взгляды. И это при том, что он называл Россию «главной угрозой Румынии» не только в современности, но и за последние 200 лет. Симион – сторонник объединения Румынии и Молдовы и соответственно выступает за вывод российских войск из Приднестровья. Все это удивительным образом сочетается в его взглядах с симпатией к российскому лидеру и негативным отношением к помощи Украине. Симион высказывается категорически против отправки румынских войск в рамках «коалиции желающих» на украинскую территорию. При этом, в отличие от Джорджеску, он не высказывался за выход страны из ЕС или НАТО. В целом Симиона по его взглядам часто сравнивают с Орбаном. Вероятно, это сравнение оправдано.

В случае, если Симион выиграет и второй тур, в стране с высокой долей вероятности начнется противостояние ветвей власти. Румыния – президентско-парламентская республика. И у ультраправого президента, и у парламента с его леволиберальным большинством будут сопоставимые полномочия. Этого в Румынии многие не хотят, а значит, борьба за победу на выборах 18 мая будет жесткой. Еще жестче она станет, если результаты голосования опять будут отменены.

А пока Чолаку заявил, что его Социал-демократическая партия рассматривает возможность выхода из коалиции парламентского большинства. Если это осуществится, в стране скоро предстоят еще и парламентские выборы. По опросам, шансы победить на них у ультраправых меньше, чем на выборах президента.


Читайте также


Мерц может не стать канцлером с первой попытки

Мерц может не стать канцлером с первой попытки

Олег Никифоров

Процесс формирования кабинета министров в ФРГ тормозят социал-демократы

0
1381
Австралийские выборы выиграли противники Трампа и Китая

Австралийские выборы выиграли противники Трампа и Китая

Данила Моисеев

"Канадский эффект" распространился на страну-континент

0
954
Казахстан и Узбекистан ужесточают миграционную политику

Казахстан и Узбекистан ужесточают миграционную политику

Виктория Панфилова

Астана и Ташкент предлагают желающим жить и работать по "золотой визе"

0
1420
"Европейский грузин": миф и реальность

"Европейский грузин": миф и реальность

Арчил Сихарулидзе

В ЕС ищут на Южном Кавказе точки разлома

0
725

Другие новости