0
1669
Газета Культура Печатная версия

18.10.2017 00:01:00

Внук Сергея Прокофьева дал концерт для «вертушек» с оркестром

Классика, этника и авангард на фестивале «Евразия»

Тэги: фестиваль, музыка, екатеринбург, урал

Полная On-Line версия

фестиваль, музыка, екатеринбург, урал Диджей Энтони Калверуэлл заставил публику проникнуться танцевальными ритмами. Фото из архива Свердловской филармонии

Мировой премьерой оркестрового сочинения «UR» итальянского композитора Ивана Феделе в Екатеринбурге завершился традиционный осенний международный музыкальный фестиваль «Евразия», прошедший в столице Урала уже в четвертый раз.

Географическое положение Екатеринбурга, фактически стоящего на границе между Европой и Азией, во многом определило концепцию фестиваля, задуманного как мост между разными музыкальными культурами и образами мышления. В этом году афиша мероприятий привычно представила широкий жанровый спектр: от суфийской музыки из Сирии и китайской пипы до диджейских сетов и изысков европейского авангарда.

Тема нынешней «Евразии» была определена как «Путь». Это ключевое для многих восточных философских систем слово, выступающее в качестве емкой метафоры, включает в себя самые разные измерения от физического расстояния до таинственных духовных пространств. Если говорить о пути самого фестиваля, то можно было четко проследить движение от музыкальных экспериментов и этники в сторону классической европейской традиции. Если на концерте-открытии на сцене Свердловской филармонии впервые выступил профессиональный диджей, исполнивший соло в Концерте для «вертушек» с оркестром Габриэля Прокофьева, то закрывал фестиваль маститый немецкий пианист Герхард Оппитц, сыгравший Второй фортепианный концерт Брамса.

Несмотря на пестроту, программа фестиваля в целом сложилась достаточно органично, присутствовали все задуманные «ингредиенты»: за музыкальные эксперименты отвечали уже упомянутые Габриэль Прокофьев вместе с диджеем MrSwitch, в качестве посланцев от восточной этнической культуры выступил ансамбль Шейха Хамеда Дауда из Сирии, мир европейского барокко представил итальянский ансамбль Accademia Hermans вместе с впервые приехавшей в Россию певицей Робертой Инверницци, из приглашенных оркестров в Екатеринбурге выступил Мюнхенский камерный под управлением молодого дирижера Клеменса Шульдта, сольные клавирабенды сыграли француз Пьер-Лоран Эмар и немец Герхард Оппитц, наконец, арку открытия-закрытия образовали выступления «хозяев сцены», Уральского академического филармонического оркестра во главе с главным дирижером Дмитрием Лиссом.

Акцент на современной музыке – одно из заданных условий «Евразии». В этом году на Урал были приглашены два ярких современных композитора, отчасти представляющих разные полюса в мире академической музыки. Габриэль Прокофьев, внук классика XX века Сергея Сергеевича, уже не раз посещал родину своего знаменитого деда, ограничиваясь, правда, доныне пространством Москвы и Петербурга. В мир академической музыки Габриэль пришел, пройдя основательную практику работы в стилях хип-хоп, грайм и получив серьезное образование в области электроакустической музыки. Исследователи-музыковеды не без основания считают, что в своих академических сочинениях для симфонического оркестра или для камерных ансамблей он использует элементы того же хип-хопа, подобно фольклору, к музыке Стравинского или Бартока.

Ярким подтверждением этого тезиса стал впервые прозвучавший в России его пятичастный Концерт № 1 для «вертушек» с оркестром. «Вертушка» – название специального винилового проигрывателя, подключенного через специальный микшер к колонкам, способ игры состоит во вращении рукой винилового диска в определенном ритме и одновременном переключении на микшере разных сэмплов. Специально для концерта в Екатеринбург был приглашен один из самых популярных в Англии диджей Энтони Калверуэлл. Поначалу с недоверием взиравшая на странную технику на сцене публика постепенно прониклась танцевальными ритмами, чему способствовал прекрасный творческий контакт между необычным солистом и дирижером Дмитрием Лиссом.

Итальянский композитор, музыкальный куратор Венецианской биеннале Иван Феделе в отличие от Габриэля Прокофьева придерживается строгих академических правил, его идеал – это достаточно изощренная сонористика в духе почитаемого им Дьердя Лигети. На своей лекции Иван Феделе объяснил, что воспринимает музыкальную фразу как пластический жест, а саму форму лепит как скульптуру, в которой исполнители должны «высветить» те или иные детали. Его специально для фестиваля написанное сочинение «UR», название которого вызывает самые различные ассоциации от древнего «Ура Халдейского» до, разумеется, «Урала», стало серьезным испытанием для оркестрантов.

Им пришлось выучить сложнейшие партии. Но и для публики, от которой требовалось особое внимание, чтобы вникать во все тонкости «алхимических» звуковых превращений. Мастерски сочетая оркестровые тембры, пользуясь практически полным арсеналом музыкального авангарда, Феделе по замыслу представил движение от «потаенных глубин души» к «вершинам духа». Убедительнее всего у композитора получилась первая часть, «Звуки морских пучин», в которой можно было услышать и отзвуки мрачного архаичного песнопения Deprofundis («Из глубины взываю я»), и экспрессионистские апокалиптические предчувствия.

Компанию модернистскому опусу Феделе составила хоровая песня «К неизведанным землям» Ральфа Воана-Уильямса и Второй фортепианный концерт Брамса. Признанный классик Воан-Уильямс – нечастый гость на российских филармонических эстрадах, его достаточно строгая, при этом пластически выразительная музыка не достигает роскошества оркестровых красок Равеля, однако содержит в себе серьезную философскую подоплеку. Песнь на стихи Уолта Уитмена «К неизведанным землям» можно сравнить с кантатой Танеева «Иоанн Дамаскин», но творение английского автора лишено мрачной сосредоточенности, напротив, достаточно быстро приходит к ослепительному громкому финалу, впечатляюще спетому Симфоническим хором филармонии.

Брамс во втором отделении стал настоящей отдушиной для знатоков и любителей, контакт между гибким и пластичным оркестром под управлением Лисса и пианистом Оппитцом стал настоящим пиром, когда мелодии способны поведать больше любых слов.

Екатеринбург–Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

0
303
Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

0
328
В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

0
894
Гражданское общество проверяют со всех сторон

Гражданское общество проверяют со всех сторон

Иван Родин

Соцопросы показали небольшой рост персональной политизации

0
784

Другие новости

Загрузка...
24smi.org