Когда-то в очереди за дефицитом писали номерки на ладонях, теперь проверяют наличие специального браслета на запястье. Фото агентства «Москва»
После генерального прогона балета «Нуреев», который состоялся 8 июля, уже после объявления об отмене премьеры артисты и авторы постановки прощались со спектаклем. На фотографиях, что публиковали на личных страничках в соцсетях, – слезы, в скупых высказываниях – разочарование, обида.
Режиссер Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий решение Владимира Урина публично не комментировали – но и на специальный брифинг не пришли, что вряд ли могло говорить об их согласии с руководством театра. Были же, например, Владислав Лантратов и Мария Александрова – исполнители партий Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн. Настоящий премьер и экс-прима Большого (Александрова закончила работу в театре прошлой зимой, но сотрудничает как приглашенная звезда), очевидно, за судьбу спектакля переживали. «Нет слов... понимание, что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, все начало складываться... и в секунду вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...» – написал Лантратов на своей странице. Судя по тому, что в постановке заняты лучшие артисты труппы – Светлана Захарова, Екатерина Шипулина, Артем Овчаренко, Денис Савин, Кристина Кретова и др., – инсинуации, что кто-то отказывался из-за «высоких нравственных принципов» (было понятно, что в балете будут эротические сцены, в том числе и мужские), неправдоподобны, либо же отказы были единичны. Напротив, артисты, которые комментировали эту работу, отзывались о ней как об артистическом вызове.
Первоначально премьеру спектакля планировали перенести на 4–5 мая 2018 года, затем нашлись другие даты – 9 и 10 декабря: в эти дни должна была состояться премьера балета «Коппелия», но ее перенесли на другое время из-за скоропостижной смерти хореографа Сергея Вихарева. Говорят, премьере «Нуреева» поспособствовал попечительский совет Большого театра, называют имя Романа Абрамовича, который присутствовал на прогоне.
Напомним, через месяц с небольшим, в августе, Серебренникова арестовали, и Владимир Урин был одним из немногих, кто добивался (по крайней мере публично) встречи или разговора с режиссером, который находится под домашним арестом. Урину удалось заручиться его согласием на проведение спектакля, по этому поводу пресс-служба театра выпустила сообщение, в котором процитированы слова генерального директора: «Кирилл Серебренников дал согласие театру на то, что, если ситуация с его задержанием не разрешится, спектакль «Нуреев» может быть доведен до премьеры хореографом Юрием Посоховым. Я хотел бы отметить, что по линии Кирилла Серебренникова большая часть работы сделана и зафиксирована. На сегодняшний день гораздо важнее отрепетировать и довести до нужного уровня исполнение хореографии, уже Юрием Посоховым поставленной. В середине ноября хореограф сможет приехать в Москву и продолжить работу. Договоренность об этом у нас с ним уже достигнута. Если же ситуация разрешится, Кирилл Серебренников сам сможет подготовить к выпуску этот спектакль, и мы будем рады, если он подключится к этой работе», – сказал Владимир Урин.
Ситуация, увы, не разрешилась, Посохов приехал в Москву и проводит репетиции – те, что проходят на сцене, закрыты и для сотрудников театра, и тем более для посторонних. По неофициальным сведениям, капельдинеры работают в две смены, карауля входы в зрительный зал. На генеральный прогон приглашены чиновники, родственникам артистов достанутся места на четвертом ярусе.
«Нуреев», разумеется, идет по шкале самых востребованных у спекулянтов спектаклей – поэтому билеты на спектакль продавали по только что внедренной паспортной системе, уже апробированной на «Щелкунчике» (весьма удачно, поскольку даже на сайте можно было купить билет на вечерний спектакль 31 декабря, чего не было, кажется, вообще никогда).
В кулуарах говорят, что изменения коснулись лишь фотографии обнаженного Нуреева (снимок знаменитого американского фотографа Ричарда Аведона) – ее в спектакле не будет.
Следующий блок спектаклей, возможно, пройдет летом, но официально это не объявлено, сегодня предстоящие спектакли многие расценивают как первые и последние. Так или иначе, постановку увидит около 4 тыс. зрителей.