![]() |
Генсек «Грузинской мечты» Каха Каладзе во всех нестыковках с США винит «глубинное государство». Фото Reuters |
Полное название законопроекта, известного как акт MEGOBARI, – «Акт по укреплению и мобилизации подотчетности, устойчивости и независимости Грузии». Его официальное название также звучит как «Закон о противодействии влиянию Коммунистической партии Китая, иранского режима и Российской Федерации в Грузии». При этом «мегобари» по-грузински значит «друг».
Документ предусматривает введение санкций и визовых ограничений для высокопоставленных должностных лиц Грузии, а также открывает дорогу к «полной переоценке отношений» между Вашингтоном и Тбилиси, включая программы помощи. Как сказано в законопроекте, США продолжат поддерживать евро-атлантическую интеграцию республики и будут бороться с членами «Грузинской мечты» и их пособниками, пытающимися отвернуть грузин от этого пути. Кроме того, в акте закреплена поддержка грузинского гражданского общества, противостоящего местным властям.
В ходе дебатов, предшествовавших голосованию, конгрессмен Брайан Маст объяснил необходимость принятия акта тем, что «Грузинская мечта» копирует поведение властей России, Ирана и Китая. «Этот законопроект предлагает Грузии альтернативу. После того как президент США подтвердит, что она вернулась на прозападный курс, законопроект предусматривает укрепление связей между народами, военного сотрудничества и будет способствовать улучшению двусторонних отношений. США должны вознаграждать партнеров за хорошее поведение. Этот законопроект не является нападением на грузинский народ», – подчеркнул Маст.
Конгрессмен Стив Коэн заявил, что за последние 12 лет правящая в Грузии партия, по его наблюдениям, превратилась из «мечты» в «кошмар». «Каждую неделю в Грузии проходят массовые акции протеста против лишения свобод и прав. «Грузинская мечта» организовала репрессии против граждан, включая запрет свободы слова и собраний, насилие в отношении протестующих и злоупотребление судебным процессом для незаконных арестов протестующих», – сказал он.
Конгрессмен Джо Уилсон вовсе обвинил «Грузинскую мечту» в криминализации отношений с США. Кроме того, он заявил, что Тбилиси отклонил все предложения американских инвестиций в строительство глубоководного порта Анаклия и отдал этот проект Китаю. «Это блокирует Срединный коридор для США и перекрывает доступ к критически важным полезным ископаемым в Центральной Азии, страны которой также хотят дружить с Америкой и западной цивилизацией», – сказал Уилсон.
После Палаты представителей законопроект должен быть рассмотрен и поставлен на голосование в Сенате. В случае одобрения обеими палатами он будет передан на подпись президенту США.
Тем временем грузинская оппозиция отнеслась к первым итогам голосования в Конгрессе как к своей победе. Так, лидер партии «Лело» Мамука Хазарадзе назвал «акт о дружбе» ответом грузинского народа на все преступления «Русской мечты», совершенные партией власти с 2012 года.
«Америка поддержала грузинский народ, а не Иванишвили (Бидзина Иванишвили – основатель «Грузинской мечты»). В Америке, где у партий имеются серьезные разногласия практически по каждому вопросу, такое согласие может быть достигнуто только по вопросам общенациональной важности. Сегодня таким вопросом стала борьба грузинского народа за свободу», – заявил лидер «Стратегии Агмашенебели» Георгий Вашадзе.
Власти Грузии, напротив, не увидели повода для радости. «Глубинное государство» еще не побеждено, оно имеет глубокие корни не только в Грузии», – объяснил решение Палаты представителей мэр Тбилиси и генсек «Грузинской мечты» Каха Каладзе. В свою очередь, председатель комитета по европейской интеграции парламента Грузии Леван Махашвили выразил надежду, что президент США Дональд Трамп все-таки не подпишет скандальный акт и тем самым зафиксирует победу над «глубинным государством».
Глава центра Geocase Виктор Кипиани объяснил болезненную реакцию «Грузинской мечты» тем, что она очень сильно полагалась на администрацию Трампа. «Ее предвыборная кампания частично было выстроена на поддержке со стороны Трампа после его избрания или на его невмешательстве в грузинские дела. И то и другое преподносилось избирателям как способность «Грузинской мечты» договориться с США. Но принятие «акта дружбы» доказывает, что ничего получилось», – сказал «НГ» Кипиани.
Вместе с тем он отметил, что сам по себе акт не означает, что против всех членов «Грузинской мечты» немедленно будут введены санкции. Но у США появится механизм, при помощи которого это можно будет делать оперативно.
Политолог Ника Читадзе отметил, что «Грузинская мечта» не смогла проигнорировать акт MEGOBARI, так как в отличие от ни к чему не обязывающих европейских резолюций он носит обязательный характер. «Официальный Тбилиси позволял себе даже насмешки над Брюсселем, полагая, что ему все равно ничего за это не будет. С США все иначе. Американские власти вот-вот получат право блокировать имущество и финансовые операции не только членов «Грузинской мечты», но и их родственников», – рассказал «НГ» Читадзе.
Впрочем, эксперт не верит, что такая мера может привести к пересмотру «Грузинской мечтой» своей политики. Одно дело – лишиться части благосостояния, совсем другое – власти, благодаря которой все это было получено.