0
701
Газета Экономика Печатная версия

20.11.2006

Импортерам понизят барьеры

Тэги: вто


Вчерашнее подписание российско-американского протокола о завершении дву сторонних дискуссий трактуется российскими переговорщиками как исключительно положительное событие и чуть ли не как окончательное присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО). Между тем у него есть и обратная сторона. Во-первых, предстоит подписать аналогичные протоколы еще с несколькими странами, переговорный процесс с которыми вроде бы завершен, но еще не задокументирован, во-вторых, вступление в ВТО нанесет новый удар по российской обрабатывающей промышленности, так как снизит барьеры для проникновения в страну продукции ее иностранных конкурентов. Рост импорта также грозит и сельскому хозяйству. В выигрыше от присоединения к ВТО однозначно окажутся только торговля и сфера услуг, где появится еще больше иностранных компаний.

Несмотря на победные реляции чиновников, в действительности присоединение России к ВТО состоится в лучшем случае лишь во второй половине 2007 года, когда аналогичные протоколы будут подписаны с Коста-Рикой, Гватемалой и Сальвадором, и в случае, если на пути России в эту организацию не встанут недовольные российской политикой Грузия и Молдавия. После завершения двусторонних переговоров предстоит согласование многосторонних соглашений, на что, по оценкам российских специалистов, уйдет до восьми месяцев. Если же подписание протоколов затянется, то вполне возможно, что придется решать проблемы еще и с Вьетнамом, вступление которого в ВТО ожидается в ближайшее время.

Вступление в ВТО облегчит проникновение импортных товаров на российский рынок, так как средневзвешенная пошлина на них в течение семи лет должна будет снижена с нынешних 11% до 7%. Несмотря на то что она останется примерно в два раза выше, чем в США и Евросоюзе, российским предприятиям от этого намного легче не будет – из-за роста импорта снижение объемов собственного производства в обрабатывающей промышленности неизбежно.

Пока обнародованы планы снижения импортных пошлин лишь по нескольким отраслям. «На автомобили ставка пошлины в среднем снизится с 25% до 15%, на самолеты – в среднем с 20% до 10% за семь лет», – сообщил вчера заместитель директора департамента торговых переговоров МЭРТ Андрей Кушнеренко после подписания российско-американского протокола. Глава Минэкономразвития Герман Греф также подтвердил, что американцам удалось добиться «существенной либерализации условий поставок в Россию авиационной техники и автомобилей».

«После присоединения России к ВТО возможен существенный спад производства и сокращение рабочих мест в некоторых отраслях – таких как автомобильная промышленность, авиапром, сельское хозяйство. Этот эффект может затронуть и смежные отрасли, изменив структуру производства в России и увеличив ее зависимость от импорта», – заявила вчера «НГ» главный экономист компании «Финам» Ольга Беленькая.

Согласно обнародованному еще в 2002 году исследованию РАН, «итоговые последствия присоединения страны к ВТО остаются в диапазоне динамики объема ВВП за минусом одного процентного пункта». По оценкам академиков, возможно появление серьезных проблем в пищевой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной промышленности.

По мнению руководителя Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, «наибольший спад возможен на тех предприятиях, где производится высокотехнологическая бытовая техника, а наименьший – в пищевой промышленности». «Объем производства в российском автопроме также сократится, однако этот эффект будет сглажен довольно продолжительным переходным периодом», – считает Иноземцев.

В то же время директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский, ссылаясь на исследования Всемирного банка, обещает, что за счет торговли в среднесрочной перспективе «после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год». Так что предстоящие потери в ряде отраслей – это неизбежное зло, избежать которого в условиях мировой глобализации невозможно, но смириться с которым приходится, если страна рассчитывает упрочить свои позиции на мировом рынке.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ОСАГО может  подорожать до уровня КАСКО

ОСАГО может подорожать до уровня КАСКО

Анатолий Комраков

Автомобилисты, финансисты и страховщики никак не договорятся

0
1028
На качелях второго тура покаталась ЛДПР

На качелях второго тура покаталась ЛДПР

Иван Родин

Возможно ли в Хабаровском крае повторение приморского сценария

0
1223
Выборы в два с лишним тура, за поражение власти приходится отвечать одной Памфиловой

Выборы в два с лишним тура, за поражение власти приходится отвечать одной Памфиловой

Иван Родин

0
1445
Украинские чиновники бегут впереди паровоза автокефалии

Украинские чиновники бегут впереди паровоза автокефалии

Андрей Мельников

0
1043

Другие новости

Загрузка...
24smi.org