0
1014
Газета Экономика Интернет-версия

03.06.2008 00:00:00

Новые ставки будут сделаны в августе

Тэги: реформа, налоги


Каркас налоговой реформы будет готов в августе, когда Минфин обнародует предложения по концепции долгосрочного развития России до 2020 года. Пока же идеи правительства вызывают жаркие споры среди экономистов и бизнес-сообщества: вчера очередную порцию критики налоговых изменений представил руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) также поделились с «НГ» своими замечаниями относительно планов налоговой реформы.

При общем консенсусе о необходимости снижения отдельных налогов у представителей бизнеса и аналитиков остаются разногласия: могут ли предложенные властью меры придать экономике стимул к развитию, а также способствовать более справедливому распределению доходов по всем группам населения.

Подготовленные государством изменения налоговой системы непротиворечивы, и большая их часть скорее всего будет реализована, причем ничего фатального и катастрофического для экономики это не несет, считает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Вместе с тем при анализе предлагаемых государством налоговых мер, по мнению экономиста, создается впечатление, что их разработка является ярким свидетельством проявления в чистом виде либерального и бухгалтерского подходов. Но оба этих подхода при реализации их на практике не дадут того позитивного эффекта, на который рассчитывают авторы нововведений. Либеральный подход, следствием которого стала идея о снижении налога на добавленную стоимость (НДС), предполагает, что налоги надо снижать и такое снижение автоматически станет мощным стимулом для экономического. «Этот тезис теоретически справедлив для развитых экономик Запада, но не подходит для России. Во-первых, в России уже сегодня налоги значительно ниже, чем во многих развитых странах, и дальнейшее их снижение вряд ли целесообразно. Например, в Великобритании общие налоговые вычеты из доходов физических лиц составляют 42%, а в Германии – даже 55%, тогда как в России суммарные вычеты доходят только до 34%», – напомнил экономист. «У нас главный ограничитель бизнеса – не высокие налоги, а коррупция, которая приобрела форму рекета, когда предприниматели платят за само право существования, поэтому снижение налогов приведет к тому, что полученный в результате этой меры финансовый бонус бизнес вынужден будет разделить с коррупционерами, а не пустить на развитие и зарплаты», – уверен Делягин. По его мнению, экономика страны высоко монополизирована, и поэтому у предпринимателей нет стимула снижать цену на свою продукцию. «Классический пример – отмена налога с продаж, после которой надежды на пропорциональное снижение цены не оправдались, и если отдельные предприниматели на такую меру пошли, то в рекламных целях, да и то ненадолго», – напомнил экономист.

Однако в РСПП не согласны с тезисом о бессмысленности снижения и без того низких налогов. По данным зампредседателя комитета РСПП по налогам Сергея Белякова, доля корпоративных налогов в России выше, чем в других странах, и для того чтобы обеспечить задачи, заявленные в концепции долгосрочного развития страны до 2020 года, в первую очередь надо снизить наиболее обременительные с точки зрения развития бизнеса налоги. К таковым Беляков относит именно НДС и налог на прибыль организаций. «Задача радикально снизить НДС поставлена президентом и премьером. Параметры снижения будут определены к августу 2008 года, но даже если срок, на который будет отнесено это снижение, будет отодвинут на 2010–2011 годы, то решение об этом должно быть принято уже сейчас, чтобы бизнес четко представлял параметры своего налогообложения при реализации инвестиционных проектов», – подчеркнул Беляков, пояснив, что именно кардинальное снижение ставки НДС должно привести к структурным изменениям в экономике в пользу перерабатывающих отраслей.

По мнению представителя РСПП, в нынешнем виде сбор налога на прибыль оказывает дестимулирующую роль на развитие производства и инвестиционную политику. В связи с этим нужно уменьшать сроки амортизации, что станет стимулом к обновлению технологической базы. «Мы говорим о принципиальной инвентаризации налоговой системы с целью перестройки ее акцентов с фискальной функции на задачи развития» – отметил эксперт, пояснив, что повышение деловой активности позволит в будущем расширить налогооблагаемую базу.

В свою очередь, Делягин позитивно оценивает предполагаемое введение налоговых льгот по затратам на амортизацию фондов, что в перспективе должно стимулировать их ускоренное обновление, а также намерение ограничить число проверок малого бизнеса одним разом в год и разрешить предпринимателям без образования юридического лица нанимать до четырех человек. Весьма разумно и намерение власти улучшить условия жизни среднего класса, внедрив вычеты из налогов тем, кто оплатил медицинские и образовательные услуги. Поддержал Делягин и снижение налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) для тех нефтяных месторождений, которые уже выработались или находятся в неблагоприятных климатических условиях. По его словам происходящее в настоящее время снижение добычи нефти, которое за первый квартал текущего года составило –0,3%, а только за апрель уже на –0,7% относительно уровня прошлого года, носит отнюдь не конъюнктурный или временный характер. Поэтому в сложившейся ситуации речь идет не о наращивании, а о сохранении уровня добычи нефти. При этом Делягин отметил, что в результате дифференциации НДПИ нефтяники оставят у себя дополнительных доходов на сумму в 102 млрд. руб. в год, тогда как все налоговые послабления добавят в карман населению всего лишь 48 млрд. руб. И это соотношение реально отражает систему приоритетов нашего государства, которое в значительной мере обслуживает интересы нефтяных лоббистов. «Нефтяная отрасль остается одной из самых доходных, однако в условиях коррумпированного государства невозможно сделать ее финансово прозрачной и показать подлинный уровень ее рентабельности», – подчеркнул экономист, добавив, что дифференциация НДПИ отнюдь не приведет к снижению цен на бензин, на что рассчитывают в правительстве, так как ценообразование на внутреннем и внешнем рынке, в силу ограничений инфраструктурного характера, – это два несообщающихся сосуда, и внутренний рынок отделен от мирового. «Только за первые 20 дней мая подорожание бензина составило 3,4%, вследствие чего, по данным опросов, около 6% экономически активного населения отказались от использования личных автомобилей», – отметил экономист, пояснив, что ценообразование на внутреннем топливном рынке носит монопольный характер и сэкономленные на снижении НДПИ суммы нефтяники и коррумпированные чиновники поделят между собой.

Оба эксперта высказались за радикальное совершенствование практики администрирования налогов и против высказанной главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой идеи о том, что суммы, которых можно лишиться вследствие будущего снижения НДС, необходимо компенсировать за счет увеличения ставки ЕСН (единого социального налога). «Это абсолютно не связанные друг с другом вещи. Увязывать снижение одного налога с другим – это абсурдно, и под такую логику можно подвести любые меры налогового стимулирования», – заявил Сергей Поляков, отметив, что на снижение НДС надо идти именно сейчас, в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, профицита бюджета и подушки безопасности в виде Стабфонда, так как потом пойти на этот шаг будет «значительно труднее». «Когда момент будет упущен, степень эффективности этой меры будет значительно ниже, да и такой возможности может не оказаться», – подытожил эксперт.

При этом Делягин считает, что в силу того, что ставки ЕСН носят регрессивный характер, это приводит к тому, что платить этот налог более выгодно богатым, и указывает, что проблемы с его сбором служат одной из причин нарастающего дефицита бюджета Пенсионного фонда. Чтобы улучшить его собираемость, экономист предлагает снизить ставку ЕСН до 15%, что, по его мнению, уменьшит процент серых зарплат и приведет к увеличению сбора. Однако Сергей Беляков не согласен с такой постановкой вопроса. «Суммы сбора ЕСН растут», – напомнил эксперт.

При этом не обошлось без горькой пилюли. Как отметил Делягин, одновременно со снижением НДС правительство предлагает отменить льготы по этому налогу на социально значимые товары, что это еще больше подстегнет рост цен на те продукты и товары, которые покупают самые бедные слои населения. «Стоимость минимального продуктового набора катастрофически опережает общие цифры инфляции, и люди с наименьшими доходами с осени прошлого года впервые за много лет начали ощущать ухудшение своего реального положения», – заявил Делягин, добавив, что, напротив, ставка налога со сверхвысоких доходов должна быть выше налога на корпоративную прибыль, так как такое соотношение будет стимулировать предпринимателей вкладывать в развитие производства, а не тратить огромные суммы на личное потребление.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
628
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
686
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
463
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
577

Другие новости