0
5364
Газета Экономика Интернет-версия

20.05.2014 00:01:00

Инвестиционный рейтинг регионов может удивить Владимира Путина

Тэги: регионы, бизнес, инвестиции, рейтинг


регионы, бизнес, инвестиции, рейтинг Плохая инфраструктура препятствует развитию бизнеса в стране. Фото Георгия Шпикалова/PhotoXPress.ru

Прошлой осенью президент Владимир Путин потребовал от бизнес-объединений составить инвестиционный рейтинг регионов. Предварительную версию этого рейтинга, которая включает 21 пилотный регион, можно назвать сенсационной. Оказывается, в большинстве регионов бизнес страдает от отсутствия дорог, рабочей силы и кредитных ресурсов. Проблемы есть даже у двух столиц.  Например, в число отстающих регионов по доступности кредитов для малого бизнеса вошли Москва и Санкт-Петербург. В среднем в пилотных регионах лишь 46% дорог отвечают нормативным требованиям. Финальная версия этого документа будет представлена в конце недели на Петербургском экономическом форуме.

Одной из тем для обсуждения на предстоящем Петербургском международном экономическом форуме станет инвестиционная привлекательность регионов. В ноябре 2013 года Владимир Путин поручил разработать национальный рейтинг состояния делового климата в субъектах РФ. В разработку включились Агентство стратегических инициатив (АСИ), РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата. 

Сейчас рейтинг охватывает 21 пилотный регион, в полной мере он должен заработать в 2015 году. На рейтинг возлагаются большие надежды. В федеральном Центре ожидают, что он не только покажет реальное положение дел на местах, но и простимулирует региональных чиновников к повышению собственной эффективности.

Для пилотного исследования проводился опрос более 13 тыс. предпринимателей. В ключевые направления рейтинга вошла регуляторная среда, эффективность институтов, доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса, поддержка малого предпринимательства. Всего рейтинг содержит более 50 показателей. Оценки по некоторым параметрам выставлялись предпринимателями по пятибалльной шкале.

Судя по предварительным данным, в регионах, как правило, приемлемой инвестиционной среды нет. Трудно ожидать, что в России будет развиваться бизнес, если нет доступных кредитных ресурсов, необходимых трудовых кадров или развитой инфраструктуры, если местная власть не прозрачна.

Доступность трудовых ресурсов бизнесмены в пилотных регионах оценили в среднем на три балла. Лучший показатель (3,46 балла) у Ставропольского края. Еще хуже предприниматели оценивают доступность кредитов. По этому показателю лучший регион – Тульская область, ее балл  2,73. Примечательно, что аутсайдерами по этому критерию оказались вовсе не депрессивные или отдаленные регионы страны, а Москва и Санкт-Петербург.

Бизнес-предприятиям в России сложно не только найти подходящих работников и привлечь кредиты, но и решить проблему перевозок. «Средний показатель оценки бизнесом качества дорожных сетей не дотягивает даже до тройки по пятибалльной системе. Он равен 2,6 балла. В среднем лишь 46% дорог в 21-м пилотном регионе соответствуют нормативным требованиям», – сообщил вчера гендиректор АСИ Андрей Никитин. Инфраструктура в упадке. Составители рейтинга приводят некоторые примеры: в Ульяновской области никто из опрошенных бизнесменов не поставил оценку «отлично» состоянию дорожного полотна, в Свердловской области дороги похвалили лишь 1,3% опрошенных предпринимателей, в Ростовской – 2,6%.

Но если доступность кредитов или состояние дорог предприниматели еще готовы оценивать, то ситуацию с местной властью многие из них обсуждать уже опасаются и не отвечают на вопросы о деятельности органов власти и естественных монополий. Руководитель проектного офиса по формированию рейтинга Вера Адаева привела примеры: «В Республике Саха (Якутия) приняли участие в опросе по указанным показателям 82 человека, в Томской области – 119. В то же время в Ростовской области их уже больше 200. Это говорит о том, что еще не во всех регионах властям удалось наладить полноценный диалог с бизнесом».

Похоже, даже такие проблемы, как выдача разрешений на строительство и лицензирование, уже становятся в глазах некоторых предпринимателей нежелательными для обсуждения. Проблемы эти действительно острые. «Согласно полученным данным, среднее время получения разрешения на строительство для бизнеса составило 207 дней. Подобный показатель явно не является комфортным для нормального инвестора», – говорит сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик.

Со стороны местных властей не заметно особого рвения стимулировать в регионах развитие малого и среднего бизнеса. Некоторые результаты исследования для составителей рейтинга, по их же собственным словам, оказались настоящим сюрпризом. «Средняя доля государственных контрактов, заключенных с малыми предпринимателями, в общей стоимости государственных контрактов составила 4,1%», – рассказал вчера президент «Опоры России» Александр Бречалов. Тогда как с 1 января 2014 года минимальная квота закупок у малого бизнеса должна составлять 15%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
356
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
612
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
856
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
649

Другие новости