0
16080
Газета Экономика Печатная версия

30.09.2014 00:01:00

Зарплатам бюджетников майские указы не писаны

Минфин готовится к непростому 2015 году

Тэги: минфин, антон силуанов, майские указы, экономика, бюджет, зарплаты, бюджетники, фомс, фсс


минфин, антон силуанов, майские указы, экономика, бюджет, зарплаты, бюджетники, фомс, фсс Глава Минфина Антон Силуанов оценивает трудности бюджетного процесса в условиях стагнации экономики. Фото РИА Новости

График исполнения майских указов президента о зарплатах бюджетников был утвержден правительством в относительно благополучном 2012 году. Но в 2015 году ситуация кардинально меняется. Ссылаясь на неблагоприятную ситуацию, Минфин изыскивает любые резервы для экономии. В ведомстве Антона Силуанова прямо говорят о том, что в 2015 году будут снижены темпы повышения зарплат бюджетников – вместо запланированных 10–15% они вырастут в среднем лишь на 5,5%. Такое сдерживание зарплат поможет сэкономить консолидированному бюджету около 120 млрд руб. В Минфине уверяют, что торможение индексации никак не повлияет на утвержденный в рамках майских указов график повышения зарплат бюджетников. Однако этот тезис вызывает сомнения, поскольку он противоречит арифметике.

Вчера – накануне внесения проекта бюджета в Госдуму – министр финансов Антон Силуанов предупредил, что следующий год для российской экономики будет непростым. Перед страной стоят серьезные риски, связанные прежде всего с геополитическим фактором. Это риски значительного снижения цены на нефть, невозможности занимать на внутреннем и внешнем рынках, отсутствия ожидаемых доходов от приватизации. Да и сама российская экономика должна постараться, чтобы достичь даже тех скромных показателей роста, которые сейчас заложены в бюджете: в 2014 году правительство ожидало получить рост ВВП на 0,5% к 2013-му, в 2015-м – на 1,2% год к году, к 2017 году рост должен разогнаться уже до 3% в год.

Как пояснил Антон Силуанов, главный принцип сверстанного на ближайшую трехлетку бюджета – налоговая нагрузка в целом не повышается, за исключением некоторых точечных корректировок. Далее последовал внушительный список точечных решений: дополнительный налог в виде акцизов по газу, повышение лесного и водного налогов, налога на дивиденды, акцизов на табак, внедрение со следующего года налога на интернет-торговлю, предоставление регионам права вводить разнообразные сборы и т.д. Весь этот список стал, в частности, альтернативой повышению налога на добавленную стоимость.

Также пока что в бюджете не заложено увеличение пенсионного возраста. Однако чиновники Минфина не оставляют этой идеи. Они постоянно заявляют, что к этой непопулярной мере придется вернуться. Также планирует Минфин вернуться и к отвергнутому правительством предложению отменить базовую часть пенсии работающим пенсионерам – хотя бы тем из них, которые получают высокие зарплаты.

Но если не повышать налоги и если учитывать все существующие риски, то откуда тогда брать ресурсы? Такой вопрос стоял перед Минфином. Ответом стало временное и частичное перераспределение средств из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС) в пользу федерального бюджета, а также серьезная оптимизация расходов.

В частности, в 2015–2016 годах часть средств ФОМС будет, по выражению Антона Силуанова, централизована – то есть передана в бюджет. В 2015 году централизуют 140 млрд руб., в 2016-м – 130 млрд руб. Кроме того, в 2015 году в бюджет разово перенаправят 55 млрд руб. из ФСС. 

Одновременно с этим власти повышают ставку страховых взносов для высоких зарплат – свыше 624 тыс. руб. в год. Теперь для всех предприятий ставка страховых взносов составит 5,1%. Наиболее заметно это станет, по словам министра, для высокооплачиваемых отраслей – нефтегазовой сферы, финансового сектора, госслужбы.

Региональные бюджеты смогут в 2015 году сэкономить на зарплатах учителей.	Фото Reuters
Региональные бюджеты смогут в 2015 году сэкономить
 на зарплатах учителей. Фото Reuters

Экономить же в Минфине предлагают на некоторых видах субсидий, на оборонных расходах – их значительный объем перенесут с 2017 года на 2018-й, а также на зарплатах бюджетников. «По расходам мы отказались от целого ряда ранее принятых решений, – пояснил министр. – Отказались от реализации «дорожных карт» по повышению зарплат бюджетникам. В следующем году будем в своих расчетах закладывать объемы госзадания, исходя из роста зарплат на уровень инфляции, то есть на 5,5%, а не исходя из тех «дорожных карт», которые раньше были утверждены, – там индексация 10–15%». Заметим, что уже сейчас инфляция на самом деле приближается к 8%, так что в бюджете заложен явно заниженный показатель роста цен. Получается, в реальном выражении зарплаты снизятся.

Сначала министр подчеркнул, что пауза в росте зарплат делается даже не столько ради экономии бюджетных средств, сколько для того, чтобы не раздувать издержки в экономике. Ведь зарплаты в коммерческой сфере растут вслед за бюджетным сектором, отсюда – негативный эффект для экономики, опасность разгона инфляции, существенная нагрузка на предприятия, которым приходится повышать оплату труда в ущерб в том числе инвестиционной активности.

«В последнее время мы очень здорово разогнали зарплаты бюджетников, чтобы вписаться в тренд, в задачу по повышению зарплат к 2017 году. Но мы считаем, что в 2015 году можно немного остановить эти темпы роста зарплат, чтобы дать передышку бюджетам субъектов и федеральному бюджету, а главное – чтобы не создавать дополнительных негативных стимулов в экономике», – пояснил Антон Силуанов.

Затем министр все же озвучил цену вопроса. Пауза в индексации принесет консолидированному бюджету около 120 млрд руб.: 33 млрд руб. – федеральному бюджету, примерно 90 млрд руб. – региональным бюджетам.

В Минфине уверяют, что на реализации майских указов президента, в которых прописано увеличение зарплат бюджетников до 100 или 200% от средней по региону к 2018 году, такая временная – всего на один год принятая – мера не повлияет. Зарплаты доведут до утвержденных на 2018 год целей, просто более медленными темпами.

Правда, в этот тезис верится с трудом. Сейчас Минфин объясняет паузу в индексации неблагоприятными экономическими условиями, тем, что экономика растет медленнее, чем хотелось и планировалось, соответственно она меньше генерирует доходов. Но что делать, если экономика и в 2015 году будет расти медленнее, чем заложено в прогнозах, и в 2016-м, и в 2017-м? На этот вопрос у Минфина не оказалось ответа, в ведомстве его переадресовали в другое министерство, которое должно обеспечивать экономический рост, – в Минэкономразвития.

О том, что не только 2015 год будет для страны непростым, но и последующие несколько лет тоже, заявил вчера Михаил Касьянов, который ранее занимал пост главы правительства, а также некоторое время возглавлял Министерство финансов. В интервью немецкому журналу Focus он заявил, что «если санкции будут оставаться в действии, а цены на нефть продолжат падение, то финансовые резервы России закончатся через полгода». По его мнению, ускорение инфляции и падение рубля продолжатся, и уже через год случится настоящий финансовый коллапс.

В Минфине критической отметкой для бюджета сейчас считают цену на нефть 90 долл. за барр. В то же время в прогнозные расчеты заложена цена 100 долл. за барр., хотя сегодня она уже опустилась до 93–95 долл. В Минфине допускают, что если нефть станет дешевле 90 долл., придется вносить в бюджет существенные корректировки. Какие именно – пока не ясно.

Все эти факторы заставляют задуматься о возможности точного исполнения майских указов президента Владимира Путина о повышении зарплат бюджетникам. Между тем в Минфине утверждают, что ни единого отклонения от графика исполнения майских указов они не допустят.

Но тут возникает явное противоречие. Выходит, что майские указы одинаково успешно исполняются при росте зарплат бюджетников и на 5, и на 15%? Одновременно снижать и повышать расходы на одних и тех же бюджетников – трудновыполнимый арифметический фокус.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Европарламент закрывает дверь перед британскими депутатами

Европарламент закрывает дверь перед британскими депутатами

Алексей Забродин

ЕС требует от Лондона быстрее "собирать вещи"

0
2053
Международный валютный фонд не разделяет оптимизма Лукашенко

Международный валютный фонд не разделяет оптимизма Лукашенко

Антон Ходасевич

Промежуточные годовые показатели экономики Белоруссии население не обрадовали

0
1755
Бедность раскалывает общество сильнее,  чем мигранты

Бедность раскалывает общество сильнее, чем мигранты

Анастасия Башкатова

Больше всего от кризиса в РФ пострадали наименее обеспеченные слои населения

1
6869
Турция не светит российским отдыхающим

Турция не светит российским отдыхающим

Ольга Соловьева

Внутренний туризм пока не пострадает из-за примирения с Анкарой

0
5241

Другие новости

24smi.org