0
12181
Газета Экономика Интернет-версия

15.10.2015 00:01:00

Китай жалуется на российскую инфраструктуру

Тэги: rкитай, россия, торговля


rкитай, россия, торговля Правительственные делегации России и Китая обсуждают совместные проекты на выставке в Харбине. Фото с сайта www.expo-harbin.com

Традиционная модель российско-китайской торговли себя изживает, сообщила вчера официальная пресса КНР. Товарооборот двух стран стремительно сокращается: в январе–сентябре 2015-го спад составил почти 30% в годовом выражении. Как поясняют эксперты, если при традиционной модели две трети российского экспорта приходятся на сырье, то новая модель предполагает экспорт конечных товаров, а также участие в совместных высокотехнологичных проектах. Россия пытается перестроить экономические отношения с Китаем, однако эксперты опасаются, что делает она это слишком поздно. Китайские инвесторы, в свою очередь, жалуются на инфраструктурную недоступность РФ.

Чтобы сохранить стратегическое партнерство с Китаем, России нужно существенно перестроить  свои экономические связи. Одним экспортом сырья уже не обойтись. Как сообщило вчера официальное издание КНР «Жэньминь жибао», «традиционной модели торговли между Китаем и Россией трудно поддерживать устойчивое развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества в текущей финансовой обстановке». Объем китайско-российской торговли сейчас упал до уровня 2008 года, отмечает издание.

Днем ранее Главное таможенное управление КНР сообщило, что оборот китайско-российской торговли в январе–сентябре этого года составил 50 млрд долл., это почти на 30% меньше, чем было в январе–сентябре 2014-го. Поставки Китая в Россию сократились за указанный период на 36%, России в Китай – примерно на 21%. Это очень плохой результат, особенно если вспомнить, что еще недавно у Москвы и Пекина была амбициозная цель увеличить к 2015 году взаимный товарооборот до 100 млрд долл., а к 2020-му – до 200 млрд долл.

Президент Владимир Путин  объявлял, что эта цель достижима, ведь в 2013 году товарооборот двух стран почти приблизился к 90 млрд долл., в 2014-м он превысил 95 млрд долл. Однако начиная с 2015 года ситуация резко ухудшилась: каждый квартал заканчивался в годовом выражении почти 30-процентным сокращением товарооборота.

Как пояснил вчера «НГ» завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов, при традиционной модели торговли почти две трети российского экспорта в КНР приходилось на углеводороды. По данным Минэкономразвития, доля нефти и нефтепродуктов в общем объеме экспорта России в КНР составляет более 60%. Еще примерно 10% приходится на древесину, 7% – на цветные металлы, 4% – на рыбу, моллюсков и ракообразных. Замыкают список нефтехимия, удобрения, машины и оборудование и др. «Почему себя изживает традиционная модель? Потому что у Китая появилось много альтернативных партнеров. В газовой сфере наши конкуренты в Китае – это Казахстан, Туркменистан, в нефтяной сфере – страны Персидского залива, Казахстан. Также в Китай уже идут поставки из Австралии, Канады. То есть Россия перестала быть в данном случае важнейшим партнером, – поясняет Алексей Маслов. – Кроме того, сократился потребительский рынок и в России, и в Китае. России в условиях экономического спада уже не нужны такие объемы китайских поставок. И Китай почти не заинтересован ни в каких российских товарах. Мы практически не производим товары народного потребления. Более того, то, что когда-то Россия поставляла в Китай – стальной прокат, некоторые станки, теперь, наоборот, КНР поставляет в Россию».

Выход из этой ситуации – перейти на более высокотехнологичное сотрудничество и на уровень совместных проектов, говорит Маслов. Он добавляет, что примеры перестройки экономических отношений уже есть: страны обсуждают совместные проекты по производству техники для продажи в третьих странах, по производству самолетов и автомобилей, также разрабатываются проекты поставок в Китай конечной российской продукции – в частности, нефтехимии.

В понедельник в китайском Харбине открылось Второе китайско-российское ЭКСПО. Российскую делегацию возглавил вице-премьер Дмитрий Рогозин. 

Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян сообщил, что Китай намерен работать вместе с Россией в крупных проектах стратегического значения в космической промышленности, атомной энергетике, гражданской авиации, трансграничных перевозках. «Также Ван Ян призвал ускорить стыковку китайской инициативы создания экономического пояса Шелкового пути со стратегией развития России», – передает агентство «Синьхуа». Рогозин, в свою очередь, заверил, что Россия готова создать более выгодные политические условия для сотрудничества с Китаем.

Правда, судя по выступлениям китайских инвесторов и чиновников, их волнуют не столько политические условия, сколько, если можно так выразиться, бытовые вопросы – например, инфраструктурная доступность.

Председатель народного правительства провинции Хэйлунцзян Лу Хао предупредил, что рост товарооборота между северо-восточными провинциями Китая и регионами Дальнего Востока России будет затруднен, если не развивать инфраструктуру. «Нужна трансграничная инфраструктура. Как можно наращивать товарооборот, если многие погранпереходы имеют сезонный характер, грузы приходится доставлять в период навигации по понтонным переправам, а зимой погранпереходы простаивают?» – приводит слова Лу Хао Интерфакс. Китайская сторона предлагает России ускориться со строительством автомобильных и железнодорожных мостов на приграничных территориях.

Перестраивая свои отношения с Китаем, Россия поступает правильно. Но, как говорит Алексей Маслов, проблема в том, что «Россия, к сожалению, серьезно опоздала». «В Азии происходит падение экспортно-импортных операций, Китай – не исключение. Для среднего и малого китайского бизнеса Россия уже не приоритет», – замечает эксперт.

«Чтобы перестроить торговлю и нарастить обороты, понадобится пять-шесть лет. Те контракты, которые сейчас были заключены, это в основном протоколы о намерениях, не факт, что они дойдут до финальной реализации. И даже если в РФ потекут китайские инвестиции, отдача от совместных производств скорее всего наступит через пять–семь лет, окупаемость будет не столь высока», – полагает Маслов.

В экономическом сотрудничестве с Китаем России не стоит гнаться за цифрами, РФ все равно не сможет соперничать с США, у которых товарооборот с КНР достигает почти 600 млрд долл. в год, добавляет эксперт. По словам Маслова, «у России должны быть другие приоритеты: военно-политическое сотрудничество, сотрудничество в области высоких технологий, поставки конечной продукции».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1230
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1083
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2084
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
927

Другие новости