0
3022
Газета Экономика Печатная версия

01.12.2015 00:01:00

Правительство советует губернаторам отказаться от займов

Долг регионов к концу 2015 года может вырасти до 2,6 триллиона рублей

Тэги: правительство, регионы, долговая нагрузка, долги, заимствования


правительство, регионы, долговая нагрузка, долги, заимствования Кабмин надеется помочь регионам в снижении долговой нагрузки. Фото с официального сайта правительства РФ

Премьер Дмитрий Медведев посоветовал вчера региональным властям  не залезать в новые долги. Об этом он сказал на совещании по долговой нагрузке  региональных бюджетов. Одновременно думский бюджетный комитет утвердил вчера увеличение дополнительной помощи регионам с 240 до 310 млрд руб. Однако эти средства не изменят общую тенденцию наращивания долгов субъектов Федерации. К концу текущего года общий долг регионов может вырасти до 2,6 трлн руб.

Премьер РФ Дмитрий Медведев призывает глав регионов осторожнее относиться к новым заимствованиям и не допускать роста задолженности сверх экономически безопасного уровня. «Особенно осторожно я просил бы всех относиться к новым заимствованиям. 

Сейчас ситуация далеко не самая приятная для того, чтобы занимать деньги», – сказал он вчера на совещании по долговой нагрузке на бюджеты регионов.

Глава правительства призвал «не допускать увеличения задолженности сверх экономически безопасного уровня». К слову, по данным Минфина, консолидированный долг субъектов РФ и муниципальных образований на 1 октября 2015 года составил почти 2,5 трлн руб. И по сравнению с началом года он вырос на 3,8%. При этом госдолг субъектов вырос на 83,4 млрд руб.,  или на 4%, а долг муниципалитетов – на 8,6 млрд руб., или на 2,7%.

Структура долговых обязательств субъектов РФ, отмечают в ведомстве Антона Силуанова, также претерпела некоторые изменения. Так, доля коммерческих кредитов регионов РФ, полученных в банках, составила на 1 октября 2015 года 37,6%, тем самым снизившись по сравнению с началом года почти на 5 процентных пунктов (п.п.). Доля бюджетных кредитов за тот же период увеличилась с 31 до 37,3%, то есть на 6,3 п.п.

И очевидно, тренд на увеличение бюджетных кредитов в структуре долговых обязательств субъектов РФ продолжится. На это, в частности, указывают одобренные вчера комитетом Госдумы по бюджетам и налогам поправки ко второму чтению в бюджет-2016 об увеличении до 310 млрд руб. поддержки субъектам РФ. Отметим, в первом чтении расходы по этой статье не превышали 140 млрд руб.

И как изначально предлагали внесшие поправки парламентарии, из этой суммы более 170 млрд руб. должно было пойти на замещение дорогостоящих коммерческих кредитов субъектов РФ бюджетными. В комитете приняли решение об увеличении этой суммы до 240 млрд руб.

При этом, как отмечают в комитете, 240 млрд руб. предполагается распределить в регионы уже в начале 2016 года. «В первый раз в истории нашей бюджетной системы 240 млрд руб.  регионы получат сразу с начала года», – уточнил вчера глава бюджетного комитета Андрей Макаров. На полученные средства, поясняет он, предполагается увеличить кредитную поддержку регионам дешевыми кредитами по ставке 0,1%. «В то время как средневзвешенная ставка по коммерческим кредитам региональным бюджетам сегодня превышает 12%», – объяснили принятие поправок в ГД. То есть «мы тем самым замещаем эти (коммерческие. – «НГ») кредиты», – подчеркнул Макаров.

Всего же парламентариям удалось «раскопать» для федерального бюджета дополнительные 315 млрд руб., из которых большая часть и будет направлена на поддержку регионов. По словам Андрея Макарова, средства на увеличение поддержки субъектов РФ были найдены «за счет оптимизации бюджетных средств, за счет (оптимизации) неэффективных расходов, средств, которые лежали на депозитах, и средств, которые не использовались долгие годы». «За счет тех средств, которые, как мы считаем, в принципе просто не работали на систему страны, и найдена эта сумма. Она составляет 315 млрд», – пояснил Макаров.

Помимо этого дополнительно перераспределенные средства  (50 млрд руб.) планируется направить на создание новых современных рабочих мест в школах для ликвидации третьей смены. Около 43 млрд руб. направить на поддержку программ Крыма и Севастополя, в том числе на сбалансированность их бюджетов (примерно 20 млрд руб.), строительство крымской железной дороги (6,8 млрд руб.).

На господдержку АПК поправками ко второму чтению выделяется 9,2 млрд руб., на субсидии лесоперерабатывающим предприятиям Дальнего Востока  – 2,2 млрд руб., на субсидии «Роснано» – 2,8 млрд руб.

Тем не менее на необходимость дополнительной финансовой поддержки регионов указывает растущий госдолг субъектов РФ. В частности, напоминают эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), несмотря на экономический кризис многие регионы в текущем году не только не сократили свои расходы, но продолжили наращивать свои долги. При этом, следует из данных Центра развития, если в 2013 и 2014 годах регионы, столкнувшись с проблемами формирования доходной части бюджетов, пытались сохранить расходы в реальном выражении, в результате чего существенно (в 1,5 раза) увеличили региональный и муниципальный долг, то в 2015 году регионы фактически махнули рукой на уровень расходов. 

И, несмотря на жесткую расходную политику, большинство регионов все равно не решили проблему бюджетной сбалансированности, говорится в исследовании Центра развития. Например, уточняют эксперты, в целом региональные бюджеты за девять месяцев текущего года исполнены с профицитом в 397 млрд руб., или 0,74% ВВП. Однако этот суммарный профицит в основном был достигнут за счет нескольких регионов: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тюменская область, ХМАО, Сахалинская область. 

В то же время 48 субъектов РФ, то есть более половины, свели бюджет с дефицитом, продолжая наращивать региональный и муниципальный долг, напоминают экономисты. И общей причиной, по их мнению, заставляющей регионы с высоким уровнем долгового бремени продолжать наращивать долг, является невозможность резко снизить расходные обязательства. «Конкретные причины различны, но, например, Мордовия, Костромская область, Магаданская область столкнулись в 2015 году с сокращением федеральных трансфертов по сравнению с 2014 годом», – поясняет ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский.

В результате, продолжает эксперт, сложное финансовое положение регионов не может не сказаться на расходах на социальную сферу. «Например, только за первые три квартала 2015 года номинальные расходы на образование в консолидированном региональном бюджете выросли на 3,4%. В то же время 38 регионов сократили расходы на образование по сравнению с прошлым годом даже в номинальном выражении. И с учетом инфляции можно сказать, что реальный объем образовательных услуг, финансируемых из региональных бюджетов в 2015 году, существенно сократился», – сообщает Чернявский. На практике же такое сокращение означает снижение объема и качества предоставляемых бюджетных услуг, резюмирует он.

По мнению экспертов «НГ», в текущей ситуации власти делают недостаточно для поддержки регионов. «Например, в бюджете этого года на замещение коммерческих кредитов бюджетными для субъектов РФ было выделено 260 млрд руб., что уже меньше планируемой к выделению суммы в бюджете следующего года», – замечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. К тому же долги регионов продолжают увеличиваться, и вполне возможно, что уже к концу года долг регионов может подойти к отметке в 2,6 трлн руб., предупреждает она. «В результате может оказаться так, что средств, выделяемых регионам на поддержку, может оказаться недостаточно», – поясняет Зубаревич.

Подобными мерами власти помогают не только субъектам РФ, но и банковскому сектору, продолжает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. «Действительно, вливание ликвидности позволит поддержать региональные банковские системы», – соглашается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Untitled-1.jpg


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Регионы ищут управу на федеральный Центр

Регионы ищут управу на федеральный Центр

Анастасия Башкатова

В субъектах РФ возмущены практикой Минфина взыскивать средства с местных бюджетов

1
1709
Церковное право не бывает временным

Церковное право не бывает временным

Алексей Величко

О сборнике малоизвестных юридических документов революционного русского правительства 1917 года

0
320
Из будущих пенсионеров сделают инвесторов

Из будущих пенсионеров сделают инвесторов

Анастасия Башкатова

Заявления властей обесцениваются вслед за отечественным рынком

0
2669
КПРФ постепенно продвигает новое поколение партийцев

КПРФ постепенно продвигает новое поколение партийцев

Дарья Гармоненко

Первые секретари сменились уже в десятой части обкомов

0
1192

Другие новости

Загрузка...
24smi.org