0
7536
Газета Экономика Печатная версия

14.09.2017 19:55:00

Средний класс живет ниже среднего

Самооценка благосостояния граждан упала за годы кризиса

Тэги: экономика, кризис, средний класс, материальное положение, самооценка, опрос


экономика, кризис, средний класс, материальное положение, самооценка, опрос Самооценка населением материального положения семьи, август 2014-август 2017. Источник: РАНХиГС

Многие россияне, которые гордились принадлежностью к среднему классу, теперь попали в разряд бедноты. За годы последнего кризиса численность среднего класса сократилась примерно на 20%. При этом доля тех, у кого денег хватает только на еду, увеличилась почти на 30%. Такие данные представили вчера эксперты Института социального анализа.

Если с бедными и богатыми у нас в стране относительная ясность (одни продолжают беднеть, а вторые богатеть, о чем «НГ» писала в номере от 25.08.17), то с так называемым средним классом ситуация гораздо сложнее. Во-первых, ученые, эксперты, аналитики по-разному определяют, что это такое – российский средний класс. Вчера был опубликован «Мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения».

Его подготовил Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, среднеобеспеченными называют семьи, которые не испытывают сложности с покупкой еды и одежды, но не могут купить автомобиль.

Мониторинг заметил косвенные признаки сокращения доли среднего класса в августе 2017 года, так как, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), доля среднеобеспеченных семей сократилась по сравнению с августом 2015 года. Имеется в виду субъективное ощущение опрошенных домохозяйств.

Денег хватало только на еду или даже не хватало на нее в августе 2014 года 29% россиян, а в этом – 38%, то есть бедными по крайней мере ощущают себя еще больше людей. С другой стороны, тех, кому хватало на автомобиль, в августе 2014-го было 6%, а сейчас – 10%. Не случайно рост продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России в августе 2017 года достиг почти 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Но вернемся к среднему классу, или так называемым среднеобеспеченным. На одежду хватало, а на крупную бытовую технику нет три года назад 45% опрошенных, сегодня – 35%. Могли позволить себе бытовую технику, но не автомобиль в августе 2014 года 20%, в 2015-м – 18%, летом 2016-го – 17% и нынешним летом также 17% семей.

Мониторинг отмечает, что в августе 2017-го население более позитивно оценивало динамику своего материального положения по сравнению с тем же периодом 2015–2016 годов. Если тогда 44 и 31% соответственно отмечали, что их материальное положение за последние два-три месяца ухудшилось, то сейчас таких стало меньше – 26%. Более того, 9% опрошенных сказали, что за это же время ситуация улучшилась (в августе 2015-го только 4% могли похвастаться этим).

Истоки оптимизма кроются скорее всего в усталости от глубокого кризиса и необходимости в течение нескольких лет затягивать пояса. Надежды подогреваются властями, которые уверенно заявляют о конце кризиса, приводя данные по сокращению инфляции, росту ВВП или инвестиций. Однако цифры, которые более понятны населению, пока не столь радужны. Да, в июле 2017-го на 4,6% выросла начисленная зарплата и на 0,2% пенсии, но реальные располагаемые денежные доходы населения все-таки опять сократились, в этот раз на 0,9% по сравнению с июлем 2016 года и на 1,4%, если сравнивать январь–июль 2017 года с семью месяцами прошлого года.

Социологи отмечают и фактор привыкания населения к вялотекущему кризису, именно это также может приводить к тому, что граждане при опросе не склонны драматизировать свое материальное положение. Мониторинг замечает, что несмотря на сокращение доходов в первом полугодии в подавляющем большинстве регионов тем не менее объем розничной торговли, то есть потребление, вырос в 40% регионов. Правда, уточняется, что произойти это могло благодаря росту потребительского кредитования.

Экономисты отмечают, что представители среднего класса понемногу размораживают свои кубышки: во втором квартале 2017 года они стали чаще, чем за тот же период 2016 года, ходить в кафе и рестораны (только 69% против прошлогодних 73% экономили на питании вне дома), 63% старались экономить на отпуске (в 2016 году – 60%).

«Сокращение количества людей, которые причисляют себя к среднему классу, вполне соответствует общим кризисным процессам в российской экономике. Покупательская способность населения (или так называемые реальные доходы) за последние годы сильно упала, поэтому даже люди, уровень зарплаты которых не изменился, могут позволить себе намного меньше, – сказал «НГ» руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнеры» Роман Алехин. – Даже те, у кого доходы не упали, больше не чувствуют себя средним классом, так как им приходится экономить на регулярных расходах, чего средний класс как раз делать не должен. И это с учетом того, что средний класс в России даже близко не дотягивает до европейского среднего класса по уровню дохода и покупательской способности своих доходов».

«Девальвация рубля в 2015–2016 годах сильно сказалась на реальных доходах населения, и это одна из причин, которая урезала долю среднего класса, – соглашается финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев. – Люди все больше живут в кредит, об этом можно судить по размеру совокупной задолженности перед банками, которая в течение года выросла с 10,7 до 11,2 трлн руб.».

Эксперт считает, что в экономике появились признаки восстановления. «Рекордно низкая инфляция до 3,3% за август позволит Центральному банку создать стимулы для экономики и в том числе способствовать некоторому восстановлению среднего класса», – сказал «НГ» Макеев.          


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Путин собрал капитанов бизнеса в Кремле

Путин собрал капитанов бизнеса в Кремле

Михаил Сергеев

Президент предупредил о возможности ужесточения антироссийских санкций

1
17008
ФОМ: 63% россиян за последние месяцы ощутили рост цен на продукты в привычных для себя магазинах

ФОМ: 63% россиян за последние месяцы ощутили рост цен на продукты в привычных для себя магазинах

0
660
Российское благополучие хуже монгольского

Российское благополучие хуже монгольского

Ольга Соловьева

Качество жизни граждан РФ может упасть до уровня стран третьего мира

3
13536
Европа заливает контрсанкции вином

Европа заливает контрсанкции вином

Анастасия Башкатова

Путь к сердцу россиян лежит через печень

0
7904

Другие новости

24smi.org
Загрузка...