0
4473
Газета Экономика Печатная версия

05.04.2018 00:01:00

Россия включается в сверхзвуковую пассажирскую гонку

Опытный образец американского лайнера строят по заказу NASA

Тэги: сша, россия, nasa, сверхзвуковой самолет, xplane


сша, россия, nasa, сверхзвуковой самолет, x-plane Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заключило контракт с одним из крупнейших производителей авиационной техники американской компанией Lockheed Martin на постройку прототипа пассажирского сверхзвукового самолета. Главное его достоинство – низкий уровень шума в момент преодоления звукового барьера. При обычном уровне шума полеты сверхзвуковых лайнеров запрещены почти над всей территорией США.

За 247,5 млн долл. одно из подразделений авиагиганта Skunk Works должно спроектировать и построить к 2021 году аппарат X-Plane с использованием разработанной в NASA «бесшумной» технологии преодоления звукового барьера. Как известно, оба проекта коммерческих сверхзвуковых самолетов – российского Ту-144 и британо-французского «Конкорда» – пали жертвами как непомерной стоимости билетов, так и шума, вызываемого летательными аппаратами при преодолении звукового барьера, который на земле воспринимается как настоящий взрыв. Именно из-за этого в Европе и США до сих пор действует запрет или ограничения на сверхзвуковые полеты самолетам гражданской авиации. Впрочем, никто и не летает. Таких самолетов сейчас нет, и ниша скоростной доставки пассажиров пока пустует.

Во времена СССР было построено 17 Ту-144, но коммерческое использование продолжалось всего семь месяцев. «Конкорд» получил отставку позже, после катастрофы 2000 года, его пытались как-то модернизировать и восстановить полеты до 2003-го, но безуспешно.

Из гражданских самолетов первым звуковой барьер еще в 1961 году преодолел пассажирский Douglas DC-8. Чуть позже, в начале 70-х, появились первые требования по шумности гражданских лайнеров. С тех пор эти требования значительно ужесточились.

Теперь NASA надеется доказать, что создание «бесшумных» сверхзвуковых самолетов реально. Испытательный самолет будет иметь размах крыльев в 9 м при длине 28,6 м и максимальной взлетной массе в 14,7 т. Скорость на высоте около 17 км превысит 1,5 тыс. км/ч. Звуковой удар, конечно, неизбежен, но конструкторы планируют вдвое уменьшить уровень создаваемого при этом шума.

NASA проведет несколько тестовых полетов на сверхзвуке над городами США, опросив затем жителей об уровне шума. Если не будет протестов, то NASA уже к 2025 году надеется пересмотреть стандарты допустимого уровня шума при переходе на сверхзвук.

На эту нишу в пассажироперевозках претендует, однако, не только NASA с партнерами. Там же, в Калифорнии, где будет создаваться X-Plane, над экзотическим видом межконтинентальной доставки людей работает Илон Маск. По его замыслу, ракета BFR не только отправится в 2022 году к Марсу, но и начнет за полчаса возить пассажиров из Нью-Йорка в Дели или в любую другую точку Земли.

Россия старается не отставать и хочет получить свою часть «сверхзвукового пирога». В РФ, возможно, пойдут проверенным путем использования советских разработок, но речь не о возрождении Ту-144, а об идее Владимира Путина переделать под гражданские нужды стратегический бомбардировщик (см. «НГ» от 25.01.18). Впрочем, переделка может оказаться непростой. Ведь конструкция бомбардировщика исключает размещение пассажирского салона.

Поэтому существует и второй вариант – создать нечто новое, но с использованием технологических заделов. Первый в современной истории РФ сверхзвуковой административный самолет (бизнес-джет) вместимостью до 50 человек может быть спроектирован за семь-восемь лет, сообщили ТАСС в Минпромторге РФ. Однако подчеркнули, что еще должен быть и «задел» по двигателю, которого, очевидно, пока нет.

Позже глава Минпромторга Денис Мантуров сделал поправку: в интервью СМИ он сообщил, что речь идет все же о совершенно новой машине, а на разработку проекта понадобится два года. По его словам, ведутся научно-исследовательские работы, наиболее реалистичной выглядит версия делового самолета – от 8 до 50 пассажиров. Но о технических характеристиках и стоимости проекта, как считает министр, говорить пока рано.

Опрошенные «НГ» эксперты уверены, что подобный проект мог бы помочь авиационной отрасли РФ «выйти на новые рубежи». «Проект даст новый импульс промышленному производству, – сказал «НГ» доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. – С одной стороны, уже есть база и ключевые поставщики комплектующих, с другой – новые разработки и наработки в области НИОКР». «Строительство такого самолета может потребовать десятков миллиардов рублей и занять около 10 лет, ведь испытывать нужно будет практически каждую деталь», – рассуждает аналитик компании «Финам» Анатолий Вакуленко.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Польша одержима военной базой США

Польша одержима военной базой США

Валерий Мастеров

Общеевропейская армия не нужна Варшаве

0
925
Россия и Япония торопятся развязать узел территориального спора

Россия и Япония торопятся развязать узел территориального спора

Владимир Скосырев

Вопрос в том, как толковать Декларацию 1956 года

0
987
Морпехи США стали жертвами мышиного харассмента

Морпехи США стали жертвами мышиного харассмента

Владимир Щербаков

0
1932
Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Илья Петров

Геополитика в поставках голубого топлива на Старый континент играет не последнюю, а иногда и первую роль

0
838

Другие новости

Загрузка...
24smi.org