0
19480
Газета Экономика Печатная версия

30.09.2019 19:48:00

Экономика получила настоящую гильотину вместо регуляторной

Инвестиционный климат в стране становится все суровее

Тэги: экономика, инвестиционный климат, регуляторная гильотина, бизнес

On-Line версия

экономика, инвестиционный климат, регуляторная гильотина, бизнес Вице-премьер Константин Чуйченко и премьер Дмитрий Медведев поставили бумажный рекорд в борьбе с избыточным регулированием бизнеса. Фото РИА Новости

Примерно раз в неделю в стране принимаются решения, которые по факту ограничивают ведение бизнеса. К такому выводу пришли специалисты Экспертного координационного центра, проанализировав законодательную деятельность Госдумы за последние несколько лет. Тенденция ужесточения идет вразрез с концепцией «регуляторной гильотины», которая должна ускорить инвестиционный рост. О запуске механизма «регуляторной гильотины» Дмитрий Медведев объявил в начале года. Прошло 9 месяцев, но пока эксперты и бизнесмены указывают скорее на пиар-эффект от этой меры, чем на реальные послабления. Отменять надо не советские акты, а законы последних 10 лет, считают они.

С начала 2018 года по второй квартал 2019-го Госдума приняла 628 законопроектов, из которых 166 относились к регулированию экономической деятельности. Об этом сообщил Экспертный координационный центр (создан в 2017-м по инициативе ведущих российских политологов для изучения проблематики взаимоотношений бизнеса и власти).  

По его данным, «40% законопроектов, принятых депутатами в этот период, так или иначе носили ограничительный характер для бизнеса». И только 18% от общего числа законодательных актов направлены на смягчение правил для предпринимателей.

«Аналогичная тенденция была выявлена и в 2017 году, когда за 12 месяцев депутаты рассмотрели и приняли 44 ограничивающих законопроекта», – уточнили в центре. 

Вывод исследователей: Госдума продолжает ужесточать правила для бизнеса с периодичностью примерно раз в неделю. «Тенденция идет вразрез с принятой концепцией «регуляторной гильотины», – поясняют они.

Как говорят в Экспертном центре, «неоправданность ужесточающих норм доказывают и результаты последней проведенной оценки фактического воздействия поправок в закон о торговле, которые в 2016 году ужесточили правила для торговых предприятий»: нововведения привели «к сокращению числа малых и средних предприятий, росту недобросовестной конкуренции и сокращению конкуренции в целом».

«Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований, прежде всего в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор. Эта задача может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины» – с таким призывом премьер Дмитрий Медведев выступил в начале этого года на Гайдаровском форуме.

Как пояснял премьер-министр, «все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу». «Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», – уточнял Медведев.  

Прошло 9 месяцев. За это время о спасительном эффекте «регуляторной гильотины» говорилось не раз. Этот механизм упоминается в списке дополнительных мер по повышению потенциала экономического роста, составленном в Минэкономразвития (МЭР).

Пилотным сектором, в котором решили ослабить давление, стала сфера общепита и ресторанного бизнеса. «Минэкономразвития подготовило сборник обязательных требований для предприятий в сфере общественного питания («Белая книга индустрии гостеприимства: кафе, рестораны, кондитерские»), который стал результатом работы по ревизии существующих регуляторных требований. Сейчас проводится  обсуждение сборника с представителями бизнес-сообщества. Кроме того,  Минэкономразвития работает над аналогичным сборником в индустрии туризма», – поясняли в министерстве. 

И в каком-то смысле кульминацией этой истории стало состоявшееся в начале сентября телешоу под названием «Диалог с Дмитрием Медведевым». 

Обсуждая с представителями ресторанного бизнеса проблему двойного регулирования, премьер сообщил, что «совокупность прежних нормативных актов, актов еще советского периода, да и некоторых актов, которые принимались уже в новейший период, создает тяжелые условия для работы». Поэтому и было решено «отсечь, перестать применять ранее изданные нормативные акты».

По словам премьера, одно лишь перечисление всех этих актов занимает тысячи страниц. «Я буквально сегодня… подписал поручения о том, что акты Союза ССР и Российской Федеративной Социалистической Республики должны прекратить действие до конца этого года, точнее, с 1 января следующего года», – сообщил в телеэфире Медведев. 

После чего вице-премьер, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко, продемонстрировавший в телестудии кипы документов, с восхищением рассказал о рекорде: «Такого еще не было, чтобы поручение имело приложение в 1992 страницы, и содержание этого приложения – это перечень, состоящий из 20 419 актов».

В качестве примеров были упомянуты декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О восьмичасовом рабочем дне», постановление Совмина РСФСР «Об утверждении республиканских технических условий на колбасы вареные из мяса птицы и кроликов», постановление Совмина РСФСР «Вопросы Всероссийского общества кролиководов и звероводов-любителей» и т.д.

Правда, по некоторым пунктам затем потребовалось прояснить ситуацию. Спустя несколько дней после «Диалога» Чуйченко уточнил, что отмена восьмичасового рабочего дня, зафиксированного одновременно в подпадающем под «регуляторную гильотину» советском декрете и Трудовом кодексе РФ, не планируется.

Эксперты и представители бизнеса, опрошенные «НГ», подтверждают: препоны нужно устранять. Но правительство, по их мнению, начало немного не с тех решений.

Концепция «регуляторной гильотины», которая должна упростить правила ведения бизнеса, «на данный момент никак не успела проявить себя в действии», сообщил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, изначально предполагалось, что устаревшие и изжившие себя нормативные акты будут выявлены и отменены, позволив бизнесу вздохнуть свободнее. 

Однако, как считает Павел Сигал, «начинать изменения необходимо не со старых законов, а с тех, которые были приняты в последние 10–12 лет и по которым ведется основная проверка контролирующих органов».

Об этом же говорит и завкафедрой Российского экономического университета Дмитрий Завьялов. Ликвидация «спящих» норм может быть полезной, ведь устраняются рычаги давления на бизнес и источники коррупционных заработков, поясняет он. 

«Но в реальности большинство предпринимателей сталкиваются не с архаичными нормами и стандартами, а с плодами современного законотворчества, поскольку значительная часть нормативов, которые мешают современному бизнесу, были приняты не во времена СССР, а в последние 10–15 лет», – уточняет он.

В итоге, как считает эксперт, инвентаризация законодательного наследства и ликвидация нескольких тысяч законодательных актов «скорее всего для бизнеса, в особенности малого и среднего, пройдут незаметно». 

Действительно важные факторы для предпринимателей – стабильные условия и переход с карательного на профилактический принцип ликвидации нарушений. «Удастся ли этого достичь, узнаем в следующем году», – добавляет Завьялов.

«Все ограничения, например, в торговле, накопленные с 90-х годов, могут быть просто снесены без какого-либо ущерба для экономики, а порой и с явной выгодой для экономического роста. Другое дело, что за каждой ограничивающей нормой стоят несколько лоббистов, которые таким образом создали себе нишу, в которой они зарабатывают», – поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

«На текущий момент мы не видим смягчения со стороны государства. Более того, государство существенно повышает регулирование во всех сферах, в том числе в цифровых проектах, – обращает внимание управляющий партнер юридической компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. – Анализ появляющихся нормативных актов явно свидетельствует о повышенном контроле со стороны государства: создаются дополнительные требования к игрокам, они подчиняются ведомствам, в том числе их обязывают сдавать дополнительную отчетность».

«Сейчас есть очевидная тенденция к ужесточению налогового контроля, – добавляет Харитонова. – Но вместе с тем у предпринимателей, которые выплачивают белые зарплаты и показывают полные обороты, нет никаких преференций со стороны государства, не работают механизмы отсрочки (рассрочки) в уплате недоимки». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вторая волна коронавируса принесет России затяжную рецессию

Вторая волна коронавируса принесет России затяжную рецессию

Ольга Соловьева

Оправиться от нового шока пандемии страна сможет не ранее чем через семь лет

0
525
Нацпроектам потребуется пересборка

Нацпроектам потребуется пересборка

Анастасия Башкатова

Малый бизнес в России оказался источником безработицы, а не спасением от нее

0
275
Константин Ремчуков. Доктрина геополитически ограниченного суверенитета и отказ от основ глобализации

Константин Ремчуков. Доктрина геополитически ограниченного суверенитета и отказ от основ глобализации

Константин Ремчуков

Масштабы государственных расходов в мире по спасению экономики не оставляют России выбора – надо помогать своим

0
553
Победить вирус, или Новая миссия Трампа

Победить вирус, или Новая миссия Трампа

Валерий Гарбузов

Пандемия – неожиданный вызов американскому величию

0
386

Другие новости

Загрузка...
24smi.org