Фото с сайта ССК "Звезда" / sskzvezda.ru
На судоверфи «Звезда» прошла церемония передачи заказчику первого построенного в России танкера для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Это событие станет важным шагом на пути развития Северного морского пути (СМП) и выполнения российских СПГ-проектов, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Как пишет он в своей колонке в «Ведомостях», подобные суда позволят обеспечить технологическую независимость России при создании критически важной инфраструктуры в Арктике.
Газовоз «Алексей Косыгин» был назван в честь выдающегося государственного деятеля СССР Алексея Косыгина. Он построен на судоверфи «Звезда» оператором которой является «Роснефть».
Это событие очень важно для России, считает Андрианов и приводит несколько аргументов. В первую очередь, такие суда помогут обеспечить независимость России при развитии Северного морского пути. «На протяжении долгих лет газовозы такого типа заказывались исключительно за рубежом. Их строительство – один из наиболее технологически сложных процессов в мировом судостроении», - подчеркнул эксперт. Второй аспект – Россия демонстрирует большой технологический потенциал. «Ранее расчет делался на закупку таких судов в Южной Корее, но после присоединения этой страны к антироссийским санкциям стало понятно – рассчитывать можно только на свои силы. При этом у нашей страны, увы, не было опыта создания таких современных высокотехнологичных газовозов, приходилось, что называется, «с ходу» преодолевать множество разнообразных трудностей», - констатирует Андрианов.
По его словам, ранее звучало немало скептических мнений на эту тему. «Мол, лишившись доступа к зарубежным технологиям, Россия никогда не сможет самостоятельно обеспечить себя флотом для перевозки СПГ, - пишет Андрианов. - А значит – можно ставить крест на амбициозных проектах по сжижению газа и по наращиванию его экспорта до 100 млн т в год. К тому же не последнюю роль тут играет временной фактор. Конкуренты не дремлют – сегодня в мире строится целый ряд новых СПГ-заводов, которые на горизонте до 2030 года смогут выбросить на рынок свою продукцию. И если у России не будет своего газового флота, то нам будет ох как сложно завоевать и отстоять собственные рыночные ниши».
Теперь же можно сказать, что скептики оказались посрамлены. «В 2026 год Россия вступает не только с новым газовозом, но и с уверенностью в перспективах отечественной СПГ-индустрии в целом, - полагает аналитик. - Ведь «Алексей Косыгин» стал первым, как говорят судостроители – головным, в серии судов, которые будут выпушены со стапелей верфи «Звезда». Напомню: это предприятие было создано в городе Большой Камень Приморского края по поручению президента России».
Напомним, с 2020 по 2025 год на верфи заказчикам уже переданы семь судов, в числе которых нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс» дедвейтом 114 000 т. Всего в портфеле заказов «Звезды» значится около 60 судов, из них строятся более 20.
Чтобы читатель мог наглядно представить себе масштабы нового газовоза, Андрианов приводит несколько цифр и сравнений: «Его длина – 300 м, что соответствует высоте Эйфелевой башни. Площадь верхней палубы (около 14 600 кв. м) сравнима с площадью более 70 теннисных кортов для одиночной игры. Судно имеет ледовый класс Arc 7 и способно самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 м (высота одноэтажного дома). Фактически газовоз служит «сам себе ледоколом». Мощность его силовой установки достигает 60 МВт, что эквивалентно 8 млн лошадиных сил (или примерно 80 000 автомобильных двигателей по 100 л. с.). Дедвейт (грузоподъемность) судна – 81 000 т – сопоставим с массой более 50 000 легковых автомобилей. Газовоз вмещает более 172 000 куб. м СПГ – этого достаточно, чтобы обеспечить природным газом средний европейский город в течение года».
Однако, по словам Андрианова, дело не только в габаритах. Важно высокотехнологичное оборудование, создание которого потребовало большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В частности, судно оборудовано тремя винто-рулевыми колонками, также произведенными на территории ССК «Звезда» заводом «Сапфир».
Эксперт обращает внимание на высокие стандарты технологической и экологической безопасности, которые применялись при строительстве танкера. «Конструкцию газовоза можно сравнить с абсолютно герметичным термосом, что полностью исключает возможность утечки СПГ в морскую акваторию, - пишет эксперт. - Процесс сборки включал в себя несколько этапов контроля, поэтому вероятность появления дефектов исключена». В ноябре, специалисты «Звезды» проводили газовые и ходовые испытания. «Они показали, что судно готово отправиться в Арктику, чтобы перевозить СПГ с Ямала и попутно взламывать лед северных морей», - констатирует Андрианов.


